Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Хамитов перед дилеммой: сделать правильный выбор, чтобы в 2014 году правильный выбор сделал народ

Уже несколько недель в башкирской прессе активно обсуждают один из наиболее актуальных для политической системы данного региона вопросов – кто возглавит администрацию президента Башкирии. Свое мнение высказывают эксперты, которые называют наиболее вероятных кандидатов на данную должность. Обсуждаемые не выдерживают никакой критики. Впрочем, обо всем по порядку.

Изначально было понятно, что назначение руководителя президентской администрации в Башкирии не будет легким делом для президента региона Рустэма Хамитова. «Ключевая должность, которая замкнет на себе ряд наиболее важных функции» и прочие бла-бла-бла-рассуждения экспертов, конечно, имеют под собой основание. Но не это является главной причиной, по которой руководитель столь высокого ранга в Башкирии до сих пор не назначен. Эта причина, на самом деле, лежит на поверхности, но ее никто не замечает.

Господа эксперты, знаете ли вы одну из наиболее важных задач, которую приходится периодически выполнять руководителю администрации президента? Нет? Откройте глаза – он «рулит» процессом выборов! Фактически, от этого человека зависит, кто и с каким результатом придет к финишной черте на «честных и открытых выборах». Такого человека не назначают по классическому принципу кадрового отбора – по опыту, личным и профессиональным качествам. Тут важно заслужить личное доверие первого лица, а с этим в Башкирии сегодня сложно, ведь у власти еще находятся те люди, которые работали при «бабае» - так в регионе принято величать прежнего президента Муртазу Рахимова.

Так вот, Хамитов ищет человека, на которого он мог бы полностью положиться в сентябре 2014 года. Может быть, я сейчас раскрою еще одну тайну, но это необходимо для полноты картины. В башкирской прессе об этом еще не пишут, но по всем местным ЦИКам и ТИКам уже прошла установка – «готовьтесь, через год выбираем президента».

Дело в том, что в 2015 году Башкирии предстоит провести саммиты ШОС и БРИКС, а дальше… Еще не понятно, чем обернется очередное ухудшение экономической ситуации, зачатки которого мы сегодня наблюдаем. Будет ли после 2015 года достаточно средств в бюджетах, чтобы провести «честные и открытые выборы» в контролируемом русле? Не факт. Так что выбирать президента в Башкирии будут в 2014 году. А организатором этого процесса должен стать руководитель администрации президента, который до сих пор не назначен. Решение это для Хамитова сегодня является стратегическим.

А теперь о кандидатурах. Наиболее вероятным кандидатом на должность руководителя президентской Администрации в Башкортостане называют Александра Филиппова, ныне первого заместителя мэра башкирской столицы. Молод, энергичен, поговаривают, что в хороших отношениях с первой леди республики. В прессе даже прошла информация, что Филиппов уже якобы назначен на эту должность. Но журналисты, как всегда, поторопились с выводами.

Исходя из возлагаемых функционалий, человек, назначаемый на эту должность, должен быть политически подкованным. А Филиппов в роли чиновника – без году неделя, многих тонкостей еще не знает. Очень сомневаюсь, что он справится со своими обязанностями тонко и филигранно, может наломать даже больше дров, чем предыдущий руководитель президентской администрации Балабанов, несколько подчиненных которого оказались фигурантами интересных видеосюжетов о подкупе и взятках в период выборов в местный парламент. Балабанова, впрочем, сняли на пятый день после выборов. А Филиппова, от греха подальше, на эту должность лучше даже не назначать. Тем более, его связывают очень давние отношения и общие бизнес-проекты с Веремеенко. И Хамитов, который не враг себе, прекрасно это понимает.

Филиппова сегодня в Башкирии многие знают, как человека, очень эффективно наводящего порядок в сфере земельных отношений. Эксперты считают этот факт его главным козырем. Мало кто задумывается, что опыт в данной сфере Филиппов приобрел, изучив все тонкости земельных махинаций изнутри. Я клоню к истории о приватизации земли вокруг развлекательного комплекса «Огни Уфы», в которой оказался замешан Александр Филиппов, еще будучи бизнесменом. Летом 2013 года всплывшие нелицеприятные факты взбудоражили всю башкирскую прессу. Филиппов тогда заявил, что все операции с землей были проведены в рамках закона. Но какая-то недосказанность в этой истории осталась. И этот фактор риска Хамитов не упустит из виду.

Второй кандидат, шансы которого на назначение башкирские эксперты оценивают очень высоко – Рауф Нугуманов. Кто не знает – это первый заместитель премьер-министра Башкортостана. Тут как раз-таки об отсутсвии опыта речи не идет. Этот человек потянет воз любой тяжести, поскольку и сам – настоящий политический тяжеловес. Именно этот факт, вопреки мнению экспертов, и является помехой для назначения Нугуманова на ключевую должность в аппарате президента.

Изучив биографию Нугуманова нетрудно понять, что должностью вице-премьера его политические амбиции не ограничиваются. Он очень уверенно дорос до должности главы администрации Уфы в 2000 году, а потом, в 2003, пережил падение до генерального директора коммунального предприятия. Потом были годы долгого восстановления. И наконец, в 2012 году Хамитов взял его в свою команду первым заместителем премьер-министра Правительства.

Если бы не роковой 2003 год, сегодня Рауф Нугуманов вполне мог бы занимать должность президента. Он это прекрасно понимает. Но его вовремя убрали, увидев в нем именно этот потенциал и нескрываемые амбиции. Хамитов подобрал Нугуманова по своему любимому принципу – как человека, обиженного Рахимовым. Возможно, он ожидал от Нугуманова ответной верности. Сейчас, вероятно, Хамитов уже понимает, что совершил ошибку. Вернув Нугуманова на политический олимп, он создал себе очень сильного и хитрого конкурента, обладающего связями и авторитетом. Станет ли Хамитов укреплять его позиции, назначая на должность руководителя президентской администрации? По-моему, ответ очевиден. Ведь выборы 2014 года, в этом случае, могут иметь совсем другой исход, нежели нужен действующему президенту.

Еще одной возможной кандидатурой местные эксперты называют Ильяса Мунирова, главу государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Но совсем не в пользу этого кандидата играет отсутствие столь необходимых политических навыков. Ничего личного, но опыта дорожного строительства для данной должности недостаточно. Нужна политическая закалка, которой у Мунирова нет.

Подобной критике можно подвергнуть и других кандидатов, имена которых называют башкирские эксперты – мэра Уфы Ялалова, свое неоднозначное отношение к которому Хамитов проявил через острые критические высказывания в СМИ, Ямалтдинова (ныне и.о. руководителя администрации президента), который замечен в связях с Ралифом Сафиным. А Сафин может предпринять очередную попытку вернуться в республику в качестве президента, о чем в Москве уже поговаривают. Чью сторону тогда примет Ямалтдинов, предположить нетрудно.

С башкирскими экспертами могу согласиться лишь в одной кандидатуре – это Марат Магадеев. С октября 2012 года он работает заместителем премьер-министра Правительства Башкирии. Этот кандидат обладает главным качеством, которое необходимо для назначения – доверием Хамитова. Его знакомство с Магадеевым длится уже почти двадцать лет, еще со времен, когда Хамитов работал Министром по охране окружающей среды, природопользованию, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а Марат Магадеев – его первым замом. И если Хамитов взял его в свою президентскую команду, значит, Марат Магадеев за эти годы не дал ему повода усомниться в своей верности.

Взявшись полемизировать с башкирскими экспертами о политической ситуации в регионе, позволю себе несколько расширить тематику своей статьи и порассуждать, кто вообще сегодня может составить конкуренцию Хамитову? Есть ли у него повод для переживаний, кроме амбиций Нугуманова?

Бесспорно, что главный человек, который сегодня заинтересован в свержении Рустэма Хамитова – это первый президент Башкирии Муртаза Рахимов. Этот человек еще не оставил надежду протолкнуть к власти свою марионетку, ведь найти общий язык с Хамитовым у него не получилось. Сегодня Муртаза Рахимов то и дело критически высказывается в адрес действующего президента, обвиняя того в политическом бессилии, неспособности адекватно оценивать ситуацию и принимать взвешенные решения. Подконтрольная газета «Bonus» пытается создать образ мудрого аксакала Рахимова, при котором Башкирия процветала, а ныне находится в руках неумелого управленца, что грозит дестабилизацией экономической ситуации.

О стратегических ошибках, совершенных в свое время Рахимовым, и их последствиях, которые приходится разгребать сегодня Хамитову, газета «Bonus» предпочитает молчать. Впрочем, сейчас речь не об этом. Более интересен другой вопрос – есть ли у Рахимова реальная кандидатура, которую он может выдвинуть в 2014 году против Хамитова?

Первый, кто приходит в голову – это Раиль Сарбаев. При Рахимове он возглавлял министерство земельных и имущественных отношений, был премьер-министром правительства Башкирии. Этого человека называют «смотрителем кошелька» семейства Рахимовых.

Но доверие к Сарбаеву сегодня подорвано. В феврале 2011 года в отношении него было возбуждено уголовное дело по факту нанесения ущерба республиканской казне на сумму более 1,6 миллионов рублей. Далее суд дважды оправдал его, но это уже не имеет значения. Сарбаева сегодня в Башкирии если кто и помнит, то только в качестве подозреваемого в казнокрадстве, подробностями судебных тяжб народ особо не интересуется. Выдвинуть этого кандидата – значит уверенно потерпеть фиаско.

Кто еще? Племянница «бабая» Рауфа Рахимова? Ее Рахимов уже пытался протолкнуть в местный парламент, именуемый Курултаем. Но провал этой партии был предрешен изначально. Если Рахимов таит еще надежду, что народ его помнит и любит, то вынужден эти заблуждения разрушить. Вряд ли ему когда-нибудь простят продажу башкирского ТЭКа ради спасения от уголовного преследования собственного горячо любимого сына. И если Рахимов уверен, что подобных подробностей народ не знает, то он ошибается. Такие слухи разносятся быстро. Поэтому даже фамилия кандидатки Рахимовой вызовет среди электората неприятие и отторжение. К тому же, сами предположения о женщине президенте в мусульманской республике звучат нелепо.

А может он попытается протолкнуть Альберта Мухамедьярова, которого башкирские эксперты называют «главным оппозиционером республики»? Ну что ж, если в республике таков главный оппозиционер, то за Хамитова можно только порадоваться. Как стороннему наблюдателю мне думается, что среди всех названных фамилий это последний человек, которого можно было бы представить на должности президента. Всерьез его никто не воспринимает, поддержки среди федералов нет. Так что сама мысль о том, что Рахимов сделает ставку на Мухамедьярова, кажется смешной и нелепой.

Что ж, получается, у Рахимова нет шансов вернуть политическое влияние в республике? По крайней мере, среди своих нынешних приверженцев ему конкурента для Хамитова искать не стоит. Но ведь приверженца можно создать и искусственным путем. Слепить своего человека из тех, кто сегодня лоялен Рустэму Хамитову и уже успел добиться определенного успеха.

Готов предложить Муртазе Рахимову многоходовую комбинацию по созданию реального конкурента для действующего президента Башкирии. Причем, делаю это совершенно безвозмездно, хотя уверен, что за подобную идею он смог бы отстегнуть пару десятков миллионов из средств своего благотворительного фонда «Украл» «Урал».

Итак, для начала Рахимову необходимо подобрать человека, фамилия которого была бы известна в пределах региона. Например, такого, как Азамат Илимбетов, Марат Мулюков или Павел Качкаев. Впрочем, Илимбетова сегодня в республике мало кто помнит, несмотря на свою харизму, заработать авторитет он не успел. Марат Мулюков – человек, имеющий солидный багаж званий и степеней, в 2011 году он был назначен заместителем премьер-министра Правительства Башкортостана. А через год уволен. Есть амбиции, есть обида на нынешнюю власть, но опять-таки, Мулюкова уже успели подзабыть.

Остается Качкаев, который был мэром Уфы при Муртазе Рахимове. Вот это действительно политический тяжеловес, которого в республике знают и помнят. Но, фамилия у него немного не подходящая. В этом ключе Рахимову стоит присмотреться к человеку, сменившему Качкаева на этом посту, нынешнему мэру башкирской столицы Иреку Ялалову. Его и используем в качестве примера, хотя Рахимов может выбрать себе другую, более подходящую кандидатуру.

У Рахимова еще осталось влияние на политическом олимпе Башкирии. С кем-то из ныне действующих представителей власти его связывает финансовый интерес, с кем-то – кулуарные тайны. А у его команды есть навыки по сборам компромата. Используя два этих фактора, Рахимову необходимо добиться свержения мэра башкирской столицы со своей должности. Конечно, делать это надо аккуратно, чтобы Ялалов на заподозрил, откуда дует ветер. Лучше всего, руками приближенных к Хамитову лиц. В итоге регион получит второго Нугуманова – обиженного властью эффективного и амбициозного управленца, остро жаждущего реванша. Ялалова за год забыть не успеют. А Рахимову следует лишь уговорить его перейти в свою команду.

О том, что это теперь свой человек, нужно обязательно шепнуть главам администраций районов Башкирии, многие из которых до сих пор скучают по Рахимовским временам. А там, на местах, они сделают все как надо. Это они умеют.

В результате этой многоходовой комбинации Рахимову удастся создать реального оппонента для Рустэма Хамитова на сентябрьских выборах президента 2014 года. Шансы на победу будут в разы выше, чем при выдвижении вышеназванных персонажей – Сарбаева, Рахимовой и Мухамедьярова.

Обкатать подобную схему на другой персоне тоже вполне возможно. Например, на заместителе премьер-министра правительства Башкортостана Илшате Тажитдинове. Молодой, амбициозный, перспективный чиновник. Тем более, предпосылки для его использования в схеме уже есть. Поговаривают, что Илшата Тажитдинова в республике хотят сделать крайним по ситуации вокруг Кроношпана. А крайний – значит обиженный и злой, движимый чувством мести.

Одним словом, Рахимову есть где развернуться.

Рахимов – далеко не единственный игрок, заинтересованный в смене хозяина президентского кресла. Вполне вероятно, что попробовать свои силы в предвыборной гонке захотят московские башкиры Радий Хабиров и Хамит Мавлияров. По крайней мере, башкирские эксперты уже несколько лет упорно называют эти фамилии, когда речь заходит о кандидатах на должность президента Башкортостана. Но, сдается мне, что люди, привыкшие «пилить» бюджеты более высокого уровня, на республиканскую казну уже не позарятся. Как говорил кот в известном мультфильме – «нас и здесь неплохо кормят».

Краткий итог этой статьи выглядит следующим образом. Реальных оппонентов у президента Башкирии Хамитова сегодня нет и в ближайшем будущем появление такой фигуры вряд ли предвидится. Но есть заинтересованные круги и амбициозные товарищи, которые, демонстрируя полную лояльность Хамитову, ведут собственную игру. Поэтому сегодня действующий президент оказался перед тяжелым выбором и принять верное решение будет очень сложно. Фактически, от назначения руководителя президентской администрации зависит его собственная политическая судьба. Действовать ему приходится по принципу «сделай правильный выбор, чтобы в 2014 году правильный выбор сделал народ».

Полная версия