Российское ведомство по захоронению ядерных отходов собирается открыть на Урале три атомных могильника. Два из них будут располагаться на территории Челябинской области, с губернатором которой Михаилом Юревичем вопрос об этом уже практически решен.
Между тем позиция губернатора по этому вопросу кажется, по меньшей мере, странной. На днях Юревич, встречаясь с руководителем регионального управления Роспотребнадзора Анатолием Семеновым, сделал прямо противоположное заявление. Рассуждая об экологии региона, он обещал превратить Челябинск чуть ли не в город-сад, очистить воду и воздух, а тяжелые промышленные предприятия вынести за городскую черту. Демонстрируя свою заботу об экологии области, губернатор предложил заставить собственников металлургических заводов установить датчики, отслеживающие количество и состав выбросов с их предприятий.
С одной стороны глава региона активно использует в своей работе злободневную для Челябинска экологическую риторику, постоянно выступая в защиту природы и за улучшение жизни населения. А с другой стороны, он с легкостью согласовывает размещение на территории региона двух новых хранилищ радиоактивных отходов. Речь идет о ФГУП «ПО Маяк» в Озерске и ФГУП «РосРао» (бывшем заводе «Радон») в Сосновском районе. Хранить в них будут отходы 3 и 4 классов опасности - среднеактивные и долгоживущие источники ионизирующего излучения. В настоящее время специалисты ФГУП «НО РАО» ведут подготовку к созданию этих могильников, изучая все необходимые материалы.
Выбор места для новых радиоактивных могильников не может не удивлять – ведь в Челябинской области и без них сложилась тяжелейшая экологическая ситуация. Здесь расположено большое количество вредных производств, металлургические заводы, карьерные разработки полезных ископаемых и несколько атомных объектов, среди которых и знаменитый химкомбинат «Маяк», ставший местом первой в СССР техногенной радиационной катастрофы.
«Должны пройти слушания по размещению этих объектов. Люди должны высказать свою позицию, должны высказать свою позицию власти региона, от мнения которых многое зависит, - уверен член Общественной палаты РФ, председатель Центрального совета Российской Зеленой Лиги Сергей Симак. - В Челябинской области, я вполне допускаю, решили по принципу «вам хуже не будет», у вас уже и аварии были. А этот объект, как любят у нас говорить, будет «современным, безопасным, - привлечёт деньги в регион и на эти деньги вы оздоровитесь, и социалку поднимете, и противорадиационные мероприятия будут проведены». Может кто-то на это и поведётся. Я бы сказал, что проекты размещения радиационных отходов будут как лакмусовые бумажки: мы сможем посмотреть - солидарны ли власти с общественностью, либо будут лоббировать бизнес-проекты».
Стоит отметить, что интерес Юревича к атомному бизнесу имеет давние корни. Еще в 2010 году, только возглавив область, он горячо приветствовал завоз отработавшего ядерного топлива из Германии на комбинат «Маяк», вызвав шок как у местных экологов, так и у чиновников Ростехнадзора.
Дело в том, что надзорное ведомство обнаружило на челябинском атомном предприятии серьезные проблемы. В частности, «абсолютно безопасный», по мнению губернатора, «Маяк», десятилетиями сбрасывает жидкие радиоактивные отходы в местные поверхностные водоемы. В озере Карачай, как показали исследования, уже накоплено порядка 120 миллионов кюри, что сопоставимо с картиной радиационного заражения окрестностей Фукусимы.
Когда в жаркий летний сезон озеро пересыхает, радиоактивный ил с его дна разносится ветром на сотни километров. Кроме того, радионуклиды постепенно просачиваются в подземные воды. Летом 2013 года Челябинская область была признана самой экологически неблагополучной в России. () Чем грозит ей дальнейшее развитие атомных могильников?
«Конечно, атомные отходы влияют на биологические объекты. Если это сильные дозы - то вплоть до летального исхода. Какие-то элементы, цезий, например, стронций как на «Маяке» в Челябинской области, могут попадать в организмы живых существ. Причём, если стронций выводится частично, то цезий накапливается, - рассказал старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А.Н.Северцова Евгений Крысанов. - При облучении начинаются аномалии, в том числе генетические, то есть поражение ДНК, хромосом на молекулярном уровне. Это может иметь онкогенные последствия, нарушается функционирование эндокринной и иммунной систем. Это могут быть даже долговременные, передающиеся из поколения в поколение генетические эффекты».
Так чего ждать челябинцам от атомной инициативы Михаила Юревича? Роста числа онкологических заболеваний, рождения детей-инвалидов, общего сокращения срока жизни населения и ухудшения его качества? Не будет ли это слишком дорогой платой за проекты одного, отдельно взятого, губернатора. Впрочем, проблемы здоровья людей Юревича всегда беспокоили мало. Когда областные власти решили закрыть одну из немногих больниц, оказывающих квалифицированную помощь при лучевой болезни, заступаться за медиков пришлось лично министру здравоохранения Российской Федерации Веронике Скворцовой. Так что оснований для надежд на улучшение экологического состояния области и здоровья ее жителей у челябинцев сегодня практически нет.
Поведение областного руководителя, позиционирующего себя ярым борцом за экологию, выглядит, по меньшей мере, странным – не пытаясь закрыть опасный комбинат, или хотя бы добиться приведения его в безопасное для области состояние, Юревич одновременно активно способствует наращиванию количества ядерных отходов на территории области. Возможно, объясняется эта ситуация тесными связями губернатора с руководством Росатома, благодаря которым он, например, проталкивает нужных ему людей в мэры закрытых атомных городков, разбросанных по Челябинской области. И тогда появление новых могильников станет ценой прибыли, извлекаемой протеже губернатора из полученных должностей.
Впрочем, атомные интересы Юревича могут оказаться и намного шире, достигая и международных масштабов. Почему бы, например, ему не заняться совместным бизнесом с Германией или Польшей, мечтающими пристроить свои ядерные отходы куда-нибудь вне собственной территории. В российских законах, регламентирующих операции с делящимися материалами, при желании вполне можно отыскать необходимые лазейки, а опыт сотрудничества с иностранцами у того же «Маяка» уже есть – еще несколько лет назад отходы деятельности венгерских реакторов везли в Челябинскую область грузовыми кораблями и железнодорожными эшелонами.
Недавно, вернувшись из зарубежной командировки, глава региона похвастался тем, что нашел выгодных иностранных инвесторов. Вполне возможно, что инвестировать в Южный Урал они будут не столько валюту и технологии, сколько отработанное атомное топливо.