"ФинКомИнвест" получил срок, на очереди - "Татбенто" и СМК
Власти всерьез занялись борьбой с манипулированием на фондовом рынке.
На минувшей неделе Мосгорсуд признал законным обвинительный приговор гендиректору ОАО "ФинКомИнвест" Олегу Кузнецову за манипулирование ценами акций этой компании на рынке ценных бумаг. Он впервые в российской практике получил три года колонии и штраф в 200 тысяч рублей за манипулирование на рынке. Хотя приговор был вынесен не по этой статье УК, а по статье «Мошенничество», можно считать, что СК на этом деле отработал механизм расследования и вынесение приговоров за манипулирование на рынке ценных бумаг и по статье УК «Манипулирование рынком». Учитывая, что ФСФР теперь стала подразделением ЦБ, в ближайшей перспективе могут появиться и другие приговоры по подобным делам. На очереди – завершение уголовного расследования нашумевшего дела ОАО Татбенто и возбуждение уголовных дел в отношении других компаний-манипуляторов.
Манипуляции «Финкоминвеста»
Возможность полноценного расследования дел о манипулировании на рынке ценных бумаг появилась в июле 2010 году, когда был принят закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В статье 5 закона определены 7 критериев манипулирования. Тогда же в соответствие с ним была приведена принятая еще в 2009 году, но без этих критериев бездействующая, статья 185.3 Уголовного кодекса, устанавливающая за манипулирование рынком максимальную ответственность до 7 лет тюрьмы плюс штраф в 1 млн. рублей.
После этого по заявлениям Федеральной службы по финансовым рынкам (с этого года это – служба ЦБ по финансовым рынкам) по подозрениям в манипулировании начали возбуждаться уголовные дела по статье УК «Манипулирование рынком».
Действия ОАО "ФинКомИнвест" были объявлены ФСФР манипулированием в марте 2010, то есть до принятия нового закона и поправок в УК. Правоприменительной практики по новому законодательству еще не было, поэтому уголовное дело в отношении этой компании было возбуждено по статье «Мошенничество». Впрочем, примененный "ФинКомИнвестом" механизм обогащения на рынке ценных бумаг вполне подпадают под критерии мошенничества - путем манипулирования рынком. Так что определенные законом критерии манипулирования здесь присутствуют – обман инвесторов, сговор и искусственное раздувание цены акций. Что сделал Олег Кузнецов. Через предоставление ложных сведений вывел на рынок, по сути, компанию-пустышку, не ведущую никакой коммерческой деятельности и не имеющую никакого имущества. После выхода на рынок акции стали искусственно «разгоняться» в сговоре с подставными структурами. Они торговали между собой, вздувая цену. Видимость ажиотажного спроса и роста цены привлекла и других участников рынка, не только спекулянтов, но и инвесторов. Только за декабрь 2009 года было заключено сделок с акциями этой компании на сумму 227 млн. рублей. К марту 2010 года, когда ФСФР стало ясно, что компания является «пустышкой» и происходит манипулирование акциями, ими владели 34 частных клиента банков. Проспект эмиссии был аннулирован, клиенты потеряли деньги, началось расследование, в ходе которого выяснилось, что вдохновленный успехами владелец "ФинКомИнвеста" планировал по такой же схеме выпустить на рынок акции еще несколько компаний-пустышек на 9 млрд. рублей. Об этом уже после вынесения приговора в августе заявили в ФСФР. «Если бы планы были реализованы, пострадавших от этих действий могло бы быть в разы больше», –говорилось в сообщении ведомства.
Многоликое "Татбенто" – от «Зиреры» до «Промтеха»
Подобно ОАО "ФинКомИнвест" на рынке примерно в то же самое время действовало и еще более нашумевшее ОАО «Татбенто». О вскрытых ФСФР в 2011 году манипуляциях этой компании на рынке широко писали деловые издания. Причем в отношении этой компании в августе 2012 года правоохранительными органами было возбуждено как раз первое в стране уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 185.3 Уголовного кодекса «Манипулирование рынком».
Владельцы ОАО «Татбенто» Сергей Гдыро и Рустем Камалов также, как и владелец "ФинКомИнвеста" в марте 2010 года, вывели на рынок компанию-пустышку и начали сами с собой торговать акциями, которых было выпущено 615 тысяч с номиналом в 100 рублей. В результате цена на акции этой малоизвестной компании в ноябре 2010 года упав сначала до 85 рублей, за пару месяцев взлетела до 390 рублей (затем к маю 2011 года уже после появления вопросов от ФСФР обрушилась до 64 рублей). В Следственном комитете заявляют, что владельцы компании обогатились за счет манипулирования акциями «в крупном размере» - на 16 млн. рублей.
Это дело и стало таким резонансным, потому что здесь самое большое количество потерпевших. Акции Татбенто по всей стране купили 14 тысяч участников рынка и инвесторов. Денег они успели, правда потратить меньше, чем пришлось на "ФинКомИнвеста» - 80 млн. рублей. Но вернуть их также, как и в первом случае, затруднительно.
Так же, как и владельцы "ФинКомИнвеста», владельцы «Татбенто» вошли во вкус и, как выяснил в ходе следствия СК, вывели на биржу для легкого обогащения еще несколько компаний-пустышек. Участники рынка объясняют, что схема такого вывода типовая. Сначала даже не создается, а покупается готовая небольшая производственная компания, которая испытывает проблемы. Как правило эти компании изначально зарегистрированы в форме обществ с ограниченной ответственностью ( ООО). Но под выход на рынок преобразовываются в ОАО. Одновременно учредители стараются "раскрутить" компанию, сформировать позитивное информационное поле. Для этого используются существующие или даже создаются новые интернет-форумы, где обсуждаются достоинства компании и планы выхода на биржу. Организуются и позитивные , подогревающие интерес к акциям публикации в СМИ.
Примерно так действовали и учредители Татбенто. В итоге, как писали начиная с 2011 года татарстанская Бизнес - газета и московская РБК - daily, они вывели на биржу по всем параметрам компании-пустышки - ТГК -15 , Камский домостроительный комбинат, компанию "Зирера". Когда ФСФР заинтересовалась биржевой деятельностью Татбенто, сами участники рынка выявили, что у вышеупомянутых компаний те же учредители, что и у Татбенто. Это предотвратило массовую покупку акций этих компаний. Оценки на форумах были нелицеприятные,
Так, по поводу «Зиреры» на форуме компании ФИНАМ в марте 2011 года один из участников торгов оставил гневную запись: «Открываю новую ветку, потому что от такого - верха цинизма и непорядочности даже моему терпению, да думаю и многих форумчан тоже пришел конец и окончательное прозрение. Надо наконец то остановить этот вал пустышек, который выходит на ФР. Дабы предостеречь участников ФР, в частности торгующих на ММВБ , от новых нескончаемых идей новоявленного: Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей, он же Остап Ибрагимович, он же Бендер-Задунайский и он же Камалов Рустем Марселевич».
По данным системы БИР-эмитент (аккумулирует всю информацию обо всех российских эмитентах, акции которых торгуются на фондовом рынке), на биржу выведены и ценные бумаги ОАО Центр внедрения "Промтех", зарегистрированного в г. Нурлат Татарстана, от имени которой Рустем Камалов сейчас, в ожидании завершения расследования своего уголовного дела по ОАО "Татбенто", торгует «расходными материалами для буровых растворов», произведенными из бентонитовых глин (соответствующее подписанное им коммерческое предложение имеется в распоряжении Инфокса) . Собственно на этой глине уже "подскользнулось" и его ОАО Татбенто.
Липовая глина
Уголовное дело Татбенто, по последней информации из Главного следственного управления СК по городу Москве, сейчас проходит экономическую судебную экспертизу в «Финансовой лаборатории» . «Юридическая оценка действий Гдыро С.А. и Камалова Р.М. будет дана после получения вышеуказанного экспертного заключения», - обещают в СК.
Впрочем, сами выводы следственных органов, которые и проходят эту экспертизу, для них неутешительны. СК утверждает, что Татбенто ввела в заблуждение инвесторов.
Как гласит заключение СК (имеется в распоряжении Инфокса), на официальном сайте компании и в ежеквартальных отчетах были предоставлены «ложные сведения» о том, что она занимается добычей бентонитовой глины с Биклянского месторождения (республика Татарстан) и производит керамические изделия и материалы для буровых растворов, которые применяются для бурения нефтяных скважин, а также в металлургии. Как выяснил СК, ОАО "Татбенто" не только не вело никакой производственной деятельности, но и даже «не подавало документы» на получение лицензии на право разработки месторождения (бентонитовые глины имеют статус стратегического сырья, поэтому лицензия на разработку их месторождений необходима). Учредители же компании на своем сайте и форумах заверяли инвесторов, что лицензию вот-вот получат.
Кстати, у ОАО Центр внедрения "Промтех" также, как и у "Татбенто", нет лицензии на добычу бентонитовых глин, хотя в коммерческом предложении этой компании говорится, что ее продукция производится из "экологически чистого бентонита из высококачественных глин российских месторождений". Как правило компании, производящие порошки из бентонитовых глины, ее и добывают. Разработка данных месторождении именно для организации такого производства и нужна. Так что акции "Промтеха" после скандала с "Татбенто" вряд ли могут иметь спрос на бирже. Тем более, если участники рынка обнаружат, что к "Промтеху" имеет отношение все тот же учредитель ОАО "Татбенто".
Впрочем, эксперты в нефтегазовой отрасли говорят, что даже получение лицензии на добычу бентонитовой или керамической глины – это не повод для резкого взлета цены акций. Получение лицензии в принципе на первом этапе для компании означает не прибыли, а крупные затраты – на обустройство месторождения и запуск производства материалов. Так что заманчивое слово «нефтянка» - а материалы из бентонитовых глин применяются именно для обустройства скважин – применительно к компаниям типа ОАО Татбенто не означает быстрых высоких прибылей. Так что для ажиотажного спроса на акции подобных компаний поводов нет. К тому же, как говорят эксперты российские бентонитовые глины не отличаются высоким качеством, что увеличивает затраты на производство соответствующей продукции для нефтяной и металлургической отрасли. В общем от получения лицензии на глиняные месторождения до рентабельного производства очень далеко, а до суперрентабельного и подавно.
Тысячи способов отъема денег
Покупатели акций, а особенно биржевые спекулянты, в такие подробности в массе своей, к сожалению не часто вдаются. Как и не видят того, что у многих компаний-пустышек могут быть одни и те же учредители.
Поскольку предотвратить выход на рынок мошеннических компаний-пустышек у регулятора рынка не всегда получается, а уголовные дела о манипулировании можно завести лишь после того, как кто-то уже потерял деньги, экспертам лишь остается советовать инвесторам и биржевым спекулянтам соблюдать вечные рыночные правила- чаще всего чудеса взлета во втором и третьем эшелоне акций демонстрируют рискованные бумаги, не надо доверять рекламе, а собирать информацию про эмитента, советоваться с профессионалами.
Тем более что способов манипуляции, как выясняется, можно придумать много.
Так, в ноябре прошлого года ФСФР выявила весьма хитроумный способ манипулирования. В марте 2012 года в считанные часы взлетели акции Соликамского магниевого завода. Как выяснилось, был создан сайт-клон этого завода, где появилась информация об обратном выкупе акций компании по завышенной цене – вместо текущей рыночной цены акции в 9,5 тыс. рублей на сайте была заявлена цена в 28, 75 тыс. рублей. Это спровоцировало ажиотаж вокруг этих бумаг. В результате, как писал тогда «Коммерсант», «стоимость одной акции по результатам торгового дня 7 марта выросла почти на 25%, до 11,8 тыс. руб. по сравнению с предыдущим торговым днем, достигнув исторического максимума, объемы торгов выросли в 170 раз, до 53,5 млн руб».
ФСФР тогда сообщила, что «выявила причастность физического лица к созданию сайта-клона и распространению ложной информации, которая ввела в заблуждение добросовестных приобретателей» и что «физическое лицо будет оштрафовано». ФСФР при этом обещало направить материалы в правоохранительные органы. Однако пока об этом уголовном деле не слышно.
Впрочем, прежний глава ФСФР Дмитрий Панкин еще год назад упоминал о 16 выявленных фактах манипулирования на рынке. Тогда же он сетовал на то, что у ФСФР не хватает штата, чтобы заниматься этими делами. Возможно теперь, после того, как ФСФР вошла в состав ЦБ, дела о манипулировании рынком начнут расследоваться более активно.