Москва
19 ноября ‘24
Вторник

СМИ: Летчики «Аэрофлота» зарабатывают почти полмиллиона и считают, что этого мало

Сложившаяся сегодня на рынке обстановка сделала профессию пилота одной из самых высокооплачиваемых в России. По официальным данным летчики «Аэрофлота» получают до 500 тыс. руб в месяц. И при этом пилоты «Аэрофлота» недавно устроили пресс-конференцию совместно с представителями иностранного профсоюза пилотов SkyTeam Pilots Association, где пожаловались на низкие заработки и лишнюю нагрузку на работе.

Этой дикой ситуации – ведь представители многих профессий даже и мечтать не могут о таких зарплатах! – посвящена сегодня авторская колонка Алексея Мухина, генерального директора Центра политической информации, в свежем номере «Независимой газеты».

Эксперт вовсе не умаляет сложность работы командира воздушного судна: профессия ответственная, опасная. Мухин ссылается на рейтинг ЦПИ, где заработная плата пилота в России сравнивается с аналогичной в других странах. По словам Мухина, лётчик РФ получает в среднем 110% заработка коллеги из-за рубежа. При этом, количество обязательных лётных часов для тех и других часто одинаково, а порой иностранные лётчики обязаны летать даже больше, чем российские.

Важно отметить, что налог на зарплату пилота в нашей стране составляет 13%, в то время, как за границей ставка доходит до 30-50%. Если сравнивать зарплату командира воздушного судна с зарплатами в среднем по России, то приходится признать, что лётчикам платят гораздо больше, чем менеджеру среднего звена работающему, скажем, в нефтяной отрасли (150 000 руб).

Мухин рассказывает о рынке труда в целом: «Российские юристы идут вровень с Европой, российские IT- специалисты даже немного недобирают по сравнению со своими европейскими коллегами. В результате получается, что пилоты гражданской авиации в «абсолютных деньгах» получают больше не только своих западных коллег, но и равняются по своим доходам с привилегированными группами российской бюрократии. И это – при гораздо меньшей загрузке и гораздо больших льготах, которые входят в контракт и соцпакет. И в связи с этим условия, на которых работает летный состав того же «Аэрофлота», опять заметно выделяются на фоне более низких зарплат аналогичных специалистов не только в иностранных компаниях, но в целом по России». В докладе центра политической информации так же сказано, что «доступные сведения позволяют утверждать, что именно сотрудники летного состава гражданских самолетов, возможно, являются наиболее дорогими специалистами на рынке по соотношению «цена/трудозатраты»».

Зарплаты завышены неспроста. Дело в том, что пилотов сейчас не хватает. ВУЗы не справляются с подготовкой высококвалифицированных лётчиков, выпускников приходится доучивать, а на это уходит время и деньги. Получается, что приток свежих сил очень слаб, обновление кадров происходит медленно. Доклад центра политической информации конкретизирует: «На открытый рынок вакансии подобного рода практически не поступают (вследствие чего ситуация в отрасли и остается вне пределов внимания общественности)». Кроме того, российским авиаперевозчикам по закону запрещено нанимать на должность первого или второго пилота лиц без гражданства РФ. Вот и получается, что проблемы, возникшие в этом секторе рынка труда, влияет на состояние всей гражданской авиации в целом.

И ладно бы пилоты просто радовались тому, как всё сложилось в их пользу, но оказывается, что они при всём этом ещё и недовольны своим положением. На недавней пресс-конференции международной ассоциации пилотов SkyTeam Pilots Association и пилотов «Аэрофлота» выяснялось, что командиры воздушных судов хотят, чтобы им ещё больше повысили зарплату и смягчили условия труда. Мало того, что «летающие олигархи» не удовлетворены своим материальным достатком, они ещё и привлекли к решению этой проблемы иностранную организацию. Мухин уверен, что выглядит это странно «на фоне общей государственной политики, направленной на невмешательство западных организаций во внутреннюю политику, тем более в стратегические отрасли (авиация)»

Подводя итог, стоит сказать, что претензии лётного состава неоправданные, и, скорее всего, именно такие высокие запросы пилотов влияют на стоимость авиабилетов. Как тут создать компанию-дискаунтер, если лётчиков по «льготным» ценам не найти днём с огнём? «Напрашивается вывод о том, что летный состав, таким образом, возможно, тормозит развитие гражданской авиации и воздушной транспортной инфраструктуры», - отмечает Мухин. Быть может, сократив расходы на заработные платы, можно было бы действительно понизить цены на билеты для простых пассажиров, обновить парк самолётов, отстроить новые аэродромы или улучшить старые… «Конечно, дело не только в летчиках и их высокой заработной плате. Но – и в них тоже. Только учитывая такие «мелочи», можно правильным образом выстроить схему отрасли так, чтобы она была не убыточной и требовала государственных субсидий, а также давала устойчивый и существенных доход, в том числе и в казну», - резюмирует Мухин.

Полная версия