Сегодня было заявлено о доработке принятого в мае этого года в первом чтении закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». По словам председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрея Исаева, главное, на что нацелены депутаты в работе по совершенствованию правительственного закона, – исключить обилие упоминаний о платности социальных услуг. И профильный комитет, и фракция большинства отмечают, что социальные услуги должны оказываться государством бесплатно или на льготной основе. Платные услуги должны стать исключением.
Базовый закон о социальном обслуживании населения в РФ, подготовленный правительством, изначально вызывал много споров. Его главным минусом и законодатели, и отдельные чиновники социальной сферы, и эксперты-наблюдатели назвали именно обилие условий платного оказания социальных услуг, содержащихся в нормах документа.
Впрочем, и существующее законодательство, регламентирующее социальную сферу, не является идеальным. В нем есть масса нестыковок, нормы двух главных законов во многом не учитывают обстоятельства времени. Так что новый закон о соцобслуживании все же нужен – эту объективную необходимость признают все. Поэтому Госдума и чиновники приняли оптимальное решение: принять правительственный законопроект в первом чтении и доработать его ко второму.
Сегодня свои правки к закону предлагают все заинтересованные стороны, начиная от депутатов-профильников и заканчивая общественными организациями по делам инвалидов, ветеранов, пенсионеров – в общем, тех, кого закон коснется в первую очередь. «Единая Россия» организовала дискуссии по теме на разных площадках. Внести свои предложения экспертное сообщество может до 10 сентября, затем их рассмотрят депутаты на заседании комитета по соцполитике и предложат на рассмотрение Госдумы на пленарном заседании.
Впрочем, законодатели готовы обозначить наиболее важные и значимые моменты, которые должны быть в законе, но которых там пока нет, и не дожидаясь 10 сентября – все слишком очевидно.
По мнению Андрея Исаева, во-первых, закон должен содержать базовый перечень социальных услуг, которые будут предоставляться россиянам бесплатно.
«Независимо от того, в каком субъекте Федерации проживает человек, он, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, должен рассчитывать на безусловное получение базового перечня социальных услуг. Федеральный бюджет окажет необходимую поддержку. Субъекты РФ, разумеется, вправе этот перечень расширять, но ни в коем случае не должны сужать его», - считает Исаев.
Правке должен подвергнуться и перечень полномочий органов государственной власти в части регулирования деятельности стационарных учреждений социального обслуживания, отмечает глава профильного комитета. Депутат подчеркивает, что «в данном случае речь идет о пожилых людях, проживающих в стационарах и интернатах, то есть о тех, кто остался без поддержки и попечения со стороны близких родственников». Начать, по мнению Исаева, нужно с элементарных вещей, которых также в законодательстве пока нет: разработать типовые положения о структуре, штатных нормативах, нормах питания, площади жилых помещений при предоставлении социальных услуг в организациях соцобслуживания, утвердить типовую форму договора с гражданами о предоставлении этих услуг.
«Мы считаем, что для людей, проживающих в стационарах и интернатах, типовой перечень оказываемых услуг должен быть единым на всей территории Российской Федерации. Не должно быть такого, как сейчас, когда норма обеспечения жителей интернатов различается в разных регионах в разы», - указывает Исаев.
Очередные правки должны коснуться также предельного размера среднедушевого дохода граждан, дающего право на бесплатные соцуслуги. Сегодня этот размер равен одному прожиточному минимуму в субъекте РФ. Однако, как отмечает Исаев, принятый не так давно Госдумой закон о доплате всем пенсионерам до прожиточного минимума нивелирует эту норму. «Это значит, что никто из них не получит права по новому проекту закона на бесплатные социальные услуги, - поясняет глава комитета по соцполитике. – Поэтому мы настаиваем на том, чтобы предельный размер среднедушевого дохода был поднят до уровня двух прожиточных минимумов в субъекте РФ».
По мнению единороссов, закон о соцобслуживании должен содержать и отдельные социальные гарантии для работников, занятых в этой сфере – к примеру, по аналогии с работниками сферы образования, для которых новый базовый закон установил важные соцгарантии.
«О врачах, учителях мы позаботились, реализуя национальные проекты, о них позаботился президент, установив критерии зависимости их заработной платы от средней зарплаты в регионе. Сегодня мы можем сказать, что самыми обездоленными представителями бюджетной сферы являются социальные работники. А ведь им приходится работать с инвалидами, ветеранами, хроническими алкоголиками, людьми, оказавшимися в крайне тяжелой жизненной ситуации, причем не только оказывать им услуги, а поддерживать их, тратя на это свою энергию, эмоции, часть души», - объясняет Исаев необходимость этой нормы.
В законодательстве также должен присутствовать перечень организаций соцобслуживания, убеждены в профильном комитете. Логика проста: для того, чтобы в стране реализовывалась единая политика в сфере социального обслуживания, нужно создать единую систему учреждений этой сферы. Притом что перечень организаций должен быть прописан так, как это предусмотрено действующим законодательством, а не так, как предлагает правительственный законопроект, когда перечень будут определять субъекты Федерации, подчеркивает Андрей Исаев. «Прежде всего, это важно для организаций социального обслуживания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», - уточняет он.
И, наконец, закон должен предусмотреть серьезный государственный контроль над деятельностью негосударственных организаций в социальной сфере. Они допускаются к соцобслуживанию населения также рассматриваемым законом – будут выигрывать право на оказание услуг на конкурсной основе. Однако «карт-бланш» на работу для них в законе есть, а вот принципов контроля – нет. А они быть должны, убежден Исаев, ведь среди них будут не только благотворительные или религиозные организации, но и те, кто сможет на этом деле зарабатывать деньги.
«В этом нет ничего страшного, - отмечает председатель комитета Госдумы по соцполитике, - однако привлечение негосударственных организаций должно привести к повышению качества социальных услуг и к более рациональному использованию бюджетных средств. А значит, требует контроля, чтобы негосударственные организации, частные лица, которые вызвались оказывать эти услуги, оказывали их не хуже, чем госучреждения, а наоборот, являли собой позитивный пример».
Эти шесть пунктов – важная, но далеко не исчерпывающая составляющая того пакета поправок к законопроекту «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который, очевидно, поступит ко второму чтению. Как отмечает Исаев, нормативами смысловая нагрузка закона не исчерпывается, «закон об основах социального обслуживания населения – тест российского общества на милосердие», подчеркивает он. Поэтому депутаты приглашают всех заинтересованных граждан принять участие в доработке закона. Рассмотреть они обещают каждое предложение.