Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Александр Ручьев: «У Московской области есть все предпосылки для инвестиционного бума»

В Подмосковье развернута масштабная кампания по привлечению инвестиций.

Областные власти делают решительные шаги в направлении создания режима максимального благоприятствования бизнесу. Принят закон, дающий инвесторам налоговые преференции, стартовала программа "Подмосковье - открытый регион", составлена инвесткарта площадок для строительства новых производств. При этом Подмосковье сегодня является лидером по строительству нового жилья среди регионов России. Однако развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры пока отстает от темпов жилищного строительства. Из-за этого в области наблюдается дефицит рабочих мест. По мнению Александра Ручьева, президента ГК "Мортон" - одного из самых крупных девелоперов Подмосковья, - помочь области решить инфраструктурные проблемы и привлечь новых инвесторов могут застройщики. Об этом он рассказал в интервью корреспонденту «Российской газеты».

Градостроительная политика властей Подмосковья сегодня переориентируется в сторону качества жилья с точки зрения инфраструктуры. Важно не количество вводимых в эксплуатацию жилых домов, а комплексная застройка микрорайонов. Вы с этим согласны?

Александр Ручьев: Безусловно. У Московской области есть все предпосылки для инвестиционного бума: площади для развития производств, научный потенциал да и численность трудоспособного населения растет, ведь в Подмосковье строится порядка 8 млн кв. метров жилья в год. Надо только решить некоторые инфраструктурные проблемы. И здесь помочь области в первую очередь могут застройщики. Сегодня власти проводят правильную градостроительную политику: комплексная застройка строго регламентируется, а градостроительные решения принимаются централизованно. Я уверен, что и дальше надо двигаться в этом направлении. В Подмосковье создан Градостроительный совет, который изучает проекты с точки зрения обеспеченности инфраструктурой. Мы, например, уже проходили два градостроительных совета с нашими решениями. В результате в Мытищах мы добровольно понизили этажность жилого комплекса. Хотя многие застройщики, насколько я знаю, с вводимыми властями ограничениями этажности не согласны. Мы согласились: да, так жителям будет комфортней. Кроме того, с целью повышения комфортности мы перепроектировали два дома - ушли от стандартных панельных решений в сторону более гибких монолитных проектов.

Наверняка, многим девелоперам не по душе нынешняя довольно жесткая политика подмосковных властей в области жилищного строительства. До завершения ревизии существующих проектов чиновники даже приостанавливали выдачу разрешений на строительство. Как вы к этому относитесь?

Александр Ручьев:Я считаю, что без жестких решений не обойтись. Главное - правительство области во главе с врио губернатора Андреем Воробьевым, защищая интересы жителей Подмосковья, одновременно предлагает застройщикам механизмы выхода из сложных ситуаций. Значит, проблемы будут разрешаться, а не нарастать как снежный ком. То, что комплексная застройка жестко регламентируется, - также абсолютно верно. Правила игры, которые сейчас задаются властями, будут способствовать тому, что новых проблемных объектов не появится. Это на благо будущим новоселам.

А проблема обманутых дольщиков все еще актуальна для Подмосковья?

Александр Ручьев:Практически уже нет. В последнее время правительство много сделало для ее решения. А в этом году начнет работать система страхования ответственности застройщиков, и проблема вообще уйдет в прошлое.

Вы сказали, что комплексная застройка теперь жестко регламентируется? Что это значит?

Александр Ручьев: Всю инфраструктуру района надо закладывать с нуля, на стадии проекта. Регламентируется наличие школ и детских садов, количество машино-мест. Так, в среднем на 300 тыс. кв. метров жилья надо построить одну школу на 1000 человек, два детских садика на 200 мест каждый и офисный комплекс площадью около 50 тыс. кв. метров. Вот тогда градостроительное решение считается сбалансированным.

Группа "Мортон" в связи с этим уже скорректировала свои девелоперские решения?

Александр Ручьев:Учитывая то, что у нас большие объекты - занимают площади от 30 до 100 га, - мы активно строим детские сады и школы. До конца этого года сдадим в эксплуатацию семь детских садов, две школы и учебно-воспитательный комплекс в Ленинском районе. В ближайшие шесть лет планируем построить 22 школы и 35 детских садов общей площадью 530 тыс. кв. метров. Взять, например, Балашиху, в которой у нас четыре жилых комплекса. За три года мы сдали там пять детских садов на 790 мест, одну школу на 1,1 тыс. мест и два детских центра. А к сентябрю планируем открыть еще один садик на 140 мест, а также приступить к строительству трех новых школ. Жители района довольны. Недавно, в конце мая, мы в торжественной обстановке заложили "капсулу времени" в основание детского сада, строящегося в микрорайоне "Сакраменто" в Балашихе, а буквально на днях такую церемонию провели на стройке садика в Щитниково.

С детскими садами в области вообще большая проблема. Вы их сдаете уже в укомплектованном виде?

Александр Ручьев:Да. С мебелью, игрушками и даже занавесками.

Есть интересная инициатива правительства Подмосковья оставлять детские сады, школы и другие социальные объекты на балансе у застройщиков. Как вам перспектива заняться образованием?

Александр Ручьев: Образованием у нас занимается государство, что, на мой взгляд, совершенно правильно. Но если на это есть заказ от Москвы и области, мы готовы попробовать. Компания сейчас оставляет на балансе один детский сад, и пока мы в этом не видим проблемы.

Помимо образовательных учреждений, что еще, на ваш взгляд, должна включать современная социальная инфраструктура?

Александр Ручьев:Современный градостроительный подход диктует нам, что комфортное жилье - это не только квадратные метры, детский сад и школа в шаговой доступности. Это еще и возможности заняться спортом рядом с домом, погулять в близлежащем парке в выходные с детьми. Парковые зоны должны быть обязательно. У нас есть интересный проект, который мы реализуем на участке площадью 250 га в Ленинском районе - Мортонград "Бутово". Это наша новаторская концепция освоения территории, которая отличается низкой плотностью застройки. Центральной частью этого района будет лесопарковая зона в 80 га. Там оборудуем площадки для отдыха, прогулочные пешеходные и велосипедные дорожки и высотный канатный парк для детей. Конечно, будут в районе и магазины, детские сады и школы, физкультурно-оздоровительные комплексы, поликлиники, и что очень важно - будет большой культурно-деловой центр. Это наш новый формат бизнес-центра, который вместе с другими элементами инфраструктуры позволит трудоустроить до 30% жителей микрорайона.

Подмосковные власти ставят задачу создания в области новых рабочих мест. Вы считаете, что подобные центры будут способствовать ее решению?

Александр Ручьев:Да. В современной градостроительной концепции даже появился такой термин - "место приложения труда". Чтобы хоть как-то приостановить ежедневную трудовую миграцию, правительство обязывает девелоперов возводить офисные комплексы. И мы это требование полностью разделяем. Надо строить, учитывая потребности будущих жильцов. И прежде всего - в рабочих местах. В наших центрах будут офисы, бизнес-школа, мини-производства, рестораны, различные культурные объекты и даже гостиница. Предприниматели смогут открыть там учебные площадки, а также использовать выставочные залы. Если мы им предоставим возможность сосредоточить все, что нужно для ведения бизнеса в одном месте, то в Подмосковье в итоге создастся конкурентная среда, станет больше офисов, а значит, область получит больше налоговых отчислений.

Вы упомянули, что подмосковные дороги перегружены. Как можно улучшить ситуацию?

Александр Ручьев: С дорогами, действительно, сложно. Мы планируем разбираться с этим за счет подвесного высокоскоростного транспорта или, как его еще называют, "подвесного монорельса". В России пока такого нет, но есть положительный опыт Германии и Японии. Мы хотим запустить первый проект, и работаем над ним.

Но пока это только в планах, вы как-то участвуете в дорожном строительстве?

Александр Ручьев:Да, в Москве мы уже перевели первые деньги в Дорожный фонд на проектирование развязки на Боровском шоссе. Для района эта развязка жизненно необходима - она позволит людям существенно экономить время в дороге. Понимая ее важность, мы и решили участвовать в проекте.

Это совместный с государством проект?

Александр Ручьев:Да. Вообще государственно-частное партнерство, конечно, необходимо для дальнейшего развития экономики страны. Другой формы для решения масштабных инфраструктурных задач просто не придумано. Во всем мире практически все дороги, мосты, больницы и многое другое строят по договорам концессии.

Еще одна серьезная проблема Подмосковья - изношенность инженерной инфраструктуры. Вы думаете, ее можно решить тоже через концессии?

Александр Ручьев:Да. Но для начала бизнесу, и прежде всего девелоперам, которые сталкиваются с этой проблемой ежедневно, нужно предложить государству какие-то эффективные технологии. Застройщики должны уже сейчас осуществлять локальные проекты в этом направлении. Мы, например, строим очистные сооружения в Балашихе. Планируем запустить их в июле, и уже на основе этих технологий развивать сотрудничество в области ГЧП.

Но ведь инвесторы наперебой говорят, что такие проекты им не интересны, потому что не приносят прибыли?

Александр Ручьев: Но заниматься инженерной инфраструктурой все равно нужно. Ее надо модернизировать, от решения этой задачи напрямую зависит качество нашей жизни. Правительство Московской области под руководством Андрея Воробьева в последнее время занялось этим вплотную. Воробьев недавно озвучил план наведения порядка в сфере ЖКХ. "Зададим правила, придут деньги", - сказал он. Я с этим полностью согласен.

Вы планируете со своей стороны что-то предложить?

Александр Ручьев:Да. Я уверен - будущее за инженерными системами, которые окупаются за счет тарифов. Такие сооружения на деле позволят беречь энергоресурсы и сбалансировать расходы граждан на коммунальные платежи. Не надо, чтобы они приносили большую прибыль. Важно, чтобы они были окупаемы. Проект строительства очистных сооружений в Балашихе нам как раз интересен тем, что хочется понять - будет он окупаться за счет тарифа или нет. Если это произойдет, то мы сможем тиражировать технологию и предложить ее государству для разработки техрегламентов. Примерно так же мы видим перспективу нашего другого проекта - создания единой системы учета потребления и экономии энергоресурсов. В этом направлении мы сотрудничаем с датским концерном Danfoss. Единый центр обработки данных появится в одном из наших районов уже к концу лета. Затем будем подключать к нему другие микрорайоны. Надеемся, что после того, как система заработает, сможем предложить типовой проект для внедрения на территории всего Подмосковья, а может быть, и в других регионах России.

Система учета потребления ресурсов, струнные монорельсы. Зачем вам это? Ведь есть другие застройщики, которым все равно, что будет после того, как они сдадут дом.

Александр Ручьев: Ответ простой: мы давно и серьезно работаем и действительно хотим строить доступное и качественное жилье для людей. А также мы хотим, по мере сил, способствовать решению проблем области, в которой работаем. Глава области сказал недавно, что Подмосковье - "это наша территория ответственности", потому что мы здесь живем и это то, что нас объединяет. Я с этим согласен. Это тоже наша территория ответственности.

Кстати, о доступном жилье. Какие перспективы, по вашему мнению, у национального проекта "Доступное жилье"?

Александр Ручьев:Хорошие. Президент России недавно наметил ориентир, что понимать под доступным жильем, - не выше 30 тыс. рублей за квадратный метр. Теперь надо определить - кому его продавать по такой цене. Что касается застройщиков, то для них, конечно, все зависит от условий, которые предложат. Мы готовы участвовать.

А каковы вообще объемы строительства у группы "Мортон"?

Александр Ручьев:Ежегодно мы сдаем порядка 800 тыс. кв. метров жилья. Это чуть меньше 30% рынка многоэтажек Подмосковья. Сейчас у нас в стадии строительства 12 площадок, а на этапе проектирования - больше 20.

И какую долю у вас занимает социальное жилье?

Александр Ручьев:Практически все, что мы строим, это жилье с максимальной на рынке степенью доступности и достойным качеством. Мы используем все социальные механизмы, которые есть на рынке. Например, сейчас лидируем среди застройщиков Подмосковья по военной ипотеке. Также мы активно сотрудничаем с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию - 30% наших продаж идет по его программе. И достаточно много продаем жилья по субсидиям для москвичей, которые переезжают в Подмосковье.

Как вы считаете, от чего зависит развитие социально ориентированного бизнеса в нашей стране, который будет вкладывать деньги в инфраструктуру?

Александр Ручьев:От образования. Государство начинается с ребенка. На мой взгляд, сейчас надо уделять большое внимание национальному самосознанию граждан, и особенно детей. Надо же все-таки понимать, чем мы отличаемся от других. Стремление к самоидентификации - мировой тренд. Мы в рамках проекта "Мортонград" хотим открывать центры русской культуры. В каждом из них будет не менее 70 секций - начиная от краеведения и заканчивая электронной библиотекой и классами по изучению истории России. Полагаю, что если в нашей урбанизированной среде такие оазисы культуры не создавать, то это может кончиться тем, что люди перестанут видеть альтернативу такому досугу, как посещение торгово-развлекательных мегацентров. А вот если детей воспитывать в духе патриотизма, то проблемы с определением национальной идеи в будущем возникнуть не должно.

А сейчас она нам нужна?

Александр Ручьев: Обязательно. Мы, Россия, такая геополитическая величина, что нам без национальной идеи никак нельзя. И без сильного лидера тоже нельзя, потому что без него вообще ничего хорошего не бывает. Хорошо, что у нас есть такой лидер.

Храмы в своих микрорайонах вы строите тоже для того, чтобы способствовать национальной самоидентификации россиян?

Александр Ручьев: Религия первична. Это то, из чего вырастает культура. Поэтому для нас строительство церквей - некая историческая миссия, то, для чего мы здесь живем.

Наша духовная территория ответственности?

Александр Ручьев:Именно так.

Полная версия