Москва
3 января ‘25
Пятница

СМИ: Илья Пономарев – Великий комбинатор из Госдумы

Скандал с гонорарами Ильи Пономарева, которому за непонятные лекции «Сколково» заплатило 750 тыс долларов, получил широкую огласку. Свое мнение на этот счет высказал даже Владимир Путин в ходе недавней прямой линии. «Это не значит, что кому-то позволено нарушать законы, за всем будет налажен строгий контроль». Журналисты еженедельника «Наша Версия» провели собственное расследование того, кто же такой Илья Пономарев и как вышло, что его – человека на тот момент без высшего образования - пригласили читать лекции, заплатив ему, словно Нобелевскому лауреату.

Журналисты обращают внимание, что «когда «гуру инновационного бизнеса» заключал договора со Сколково на научную работу, лекции и консультации, сам он не имел высшего образования». Вообще, весь профессиональный путь видного оппозиционера больше напоминает карьеру Великого комбинатора. В 1996 у Пономарева в активе уже была и спекуляция компьютерами, и пара курсов физфака МГУ, и тут вдруг он становится сотрудником западной транснациональной корпорации Schlumberger. История просто фантастическая: рекрутеры не правильно поняли, чем занимался тогда Пономарев (он был sales-manager), но на рядовом собеседовании были представители фирмы, и они, мало понимая в тогдашней российской действительности, взяли прыткого молодого человека на работу. Как он справился с работой – большой вопрос, но самому Пономареву это позволило в будущем называть себя «гуру инновационного бизнеса». Из международной корпорации Пономарев перебрался в ЮКОС. Там он руководил выделенной из ЮКОСа компанией Сибинтек. В частности, занимался киберсквоттингом. Однако ж, настолько не успешно все это было, что из 80 доменов второго уровня в зоне .RU, смог продать лишь два.

«Впрочем, спустя годы Пономарев облагородил то, чем он занимался у Михаила Ходорковского… По официальной историографии, Пономарев создал ряд чудо-программ, которые значительно улучшили руководство ЮКОСом, и были впоследствии взяты на вооружение не только нефтяниками-конкурентами, но и правительствами ряда российских регионов. Что-что, а легенды о себе Илья Пономарев создавать умеет – вот и стал с годами специалистом по венчурным проектам», – иронизирует издание.

Потом был «поход в политику», который тоже окончился скандалом. В 2002, как отмечает издание, после подписания неофициального предвыборного соглашения между КПРФ и ЮКОСом возник Информационно-технологический центр (ИТЦ) ЦК КПРФ, главой которого стал руководящий сотрудник структур ЮКОСа Илья Пономарёв. А уже спустя два года, в январе 2004 года ЦК КПРФ специальным постановлением ликвидировал ИТЦ как «структуру, дискредитирующую партию».

Казалось бы, любой другой как-то постеснялся бы дальше предлагать свои услуги в этом направлении. Но не Пономарев. Он занялся рядом инновационных бизнес-проектов в организуемых тогда технопарках по всей стране. И через некоторое время заинтересовался «Сколково». С уверенностью можно сказать, что это стало его «звездным часом».

Как отмечает Алексей Мухин, есть много вопросов и к менеджменту Сколково. «Если менеджмент фонда «Сколково» так высоко оценил знания и опыт Ильи Пономарева, если посчитал, что он может донести свое знание до других в какой-то особенно доступной форме и тем самым оптимизировать работу проекта, окончательно и бесповоротно сделав его инновационным, – то к уровню компетентности этого менеджмента также должны возникнуть вопросы», – пишет политолог в авторской колонке в «Независимой газете».

Вопросы эти, несомненно, задаст Следственный Комитет. Уже заведено уголовное дело в отношении старшего вице-президента «Сколково» Алексея Бельтюкова - по версии следствия, именно он передал деньги депутату. Но факт остается фактом – Пономарев деньги получил.

О том, насколько близоруко поступили в «Сколково» рассуждает и Борис КАГАРЛИЦКИЙ, директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО) в свежем номере журнала «Компания» .

«Судя по суммам, научная ценность этих работ беспрецедентна, поскольку даже нобелевским лауреатам таких денег за то же самое не платят. К тому же с рассеянностью, типичной для всех гениальных людей, По­номарев не указал полностью этот доход в своей декларации. Официальный релиз фонда «Сколково» содержит нечто невнятное о «10 мероприя­тиях», проведенных депутатом. То есть все просто. Уважаемый человек рассказал коллегам, что сделал работу, и ему выда­ли деньги, ведь «оснований не доверять депутату Государственной Думы РФ, воз­главляющему подкомитет по инновацион­ному развитию комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ, у фонда не было, в связи с чем контроль достоверно­сти предоставленных им сведений прово­дился выборочно».

Этот «выборочный контроль» по мнению ряда экспертов больше всего напоминает обыкновенную «откатную схему». Потому что до сих пор следователи не могут понять, что же за лекции провел Пономарев и сколько их доподлинно было. «До чего же все-таки наивные и легкомысленные люди у нас распоряжаются казенными деньгами!» – восклицает Кагарлицкий.

Сейчас всплывают и подробности доклада, который Пономарев выдал за свой, а на самом деле – просто присвоил себе авторство. Речь идет про «Ярославский план 10-15-20». Как выяснилось, депутат имеет к нему очень косвенное отношение. «План» впервые был представлен на Мировом политическом форуме в Ярославле в сентябре 2010 года, как минимум за два месяца до начала сотрудничества Пономарева со «Сколково». И подготовлен не Пономаревым, а Нью-Йоркской академией наук.

«Наша Версия» приводит выдержки из документов Следственного комитета, где сказано о том, что «в деятельности Пономарева могут быть выявлены признаки мошенничества». А это значит, что делом уже заинтересовался следственный комитет РФ. И можно только предполагать, чем закончится для оппозиционера Пономарева вся эта история.

Полная версия