Москва
17 ноября ‘24
Воскресенье

Приватизация по Дворковичу

На нынешний год запланирована грандиозная, крупнейшая за последнее десятилетие приватизация, которая коснётся, в том числе, и такой стратегической отрасли, как топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Между тем, эксперты предупреждают: проведение этой операции сейчас опасно.

Более неудачного времени для приватизации топливно-энергетического комплекса, чем нынешнее, сложно себе представить, считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. «Капитализация многих компаний если не находится в нижней точке, то стремится к ней. Причём не всегда объективно – подчас под влиянием внешних и весьма неоднозначных обстоятельств», -- пишет он в сегодняшней колонке в «Аргументах и фактах». При этом, по мнению эксперта, принуждение к торопливой приватизации идёт от вице-премьера Аркадия Дворковича, который проявляет завидную настойчивость в том, чтобы запустить процессы именно сейчас.

Поспешная приватизация ТЭК ведёт не только к прямым финансовым потерям при продаже недооцененных активов, но и к выходу сильных и беспринципных конкурентов на внутренний российский рынок – что гораздо страшнее, считает Мухин. «Достаточно вспомнить деятельность структур Дж. Сороса в некоторых странах, причём с вполне развитой экономикой, -- пишет он. -- Последствия такого выхода необходимо просчитывать заранее и пресекать в корне, если Россия надеется сохранить свою национальную экономику суверенной, не подверженной частым и интенсивным атакам спекулятивного капитала». Иначе она практически наверняка будет иметь серьёзные политические и социальные последствия, реанимировав негативное послевкусие «прихватизации» девяностых, убежден эксперт.

«Странно будет выглядеть государство, создающее самому себе такие проблемы, за которые потом придётся расплачиваться не только бюджетными средствами, но и политической репутацией. Впрочем, возможно, надежда как раз на то, что расплачиваться и отвечать за нынешние просчёты будет уже другой состав правительства или, скажем, другой «экономический» вице-премьер?»: ведь речь идёт о стратегических объектах. «Минэкономразвития, например, предлагает продать акции компании «Роснефть», недавно объединившейся с ТНК-ВР и теперь представляющей довольно «лакомый кусок», но пока, к сожалению, недооценённый из-за долговых обременений и некоторых репутационных издержек, связанных с недавним конфликтом акционеров. При этом предлагается увеличить приватизируемый пакет акций с 5,66% до 19,5%», -- приводит пример Мухин.

О фигуре Аркадия Дворковича и о возможных негативных последствиях приватизации говорит и директор Института проблем глобализации, доктор экономических наук Михаил Делягин: «Насколько можно понять, в первую очередь, в интересах приближенных олигархов и проводится раздача государственных активов, в том числе и в стратегических отраслях, именуемая приватизацией (которую блаженные, все еще бредящие о нелепых в олигархически-либеральной системе, будто скопированной с «семибанкирщины» 90-х, «государственных интересах», зовут «поспешной», «непроработанной» и, что особенно комично, «грабительской»). Вице-премьер Дворкович по праву считается одним из локомотивов современной приватизации. В рамках борьбы за интересы частного бизнеса продвигалась даже идея о том, что средства, получаемые государством от приватизации того или иного предприятия, должны немедленно передаваться его новым частным владельцам – так сказать, «на развитие». И нет уверенности в том, что через некоторое время этот абсурдный по своему вредительскому характеру механизм не начнет применяться в широких масштабах».

Неудачная экономическая конъюнктура для национально ориентированных элит – существенное препятствие для организации справедливых приватизационных торгов. В условиях кризиса и отсутствия больших финансовых средств у серьёзных иностранных инвесторов, приватизационные процессы привлекут в основном «короткие деньги» спекулятивного характера, опасается Мухин. «Известно, что внутренняя олигархия, крупные собственники, так или иначе связанные с известными госчиновниками, предпочитают опираться на господдержку. Их бизнес-беспомощность стала особенно очевидна в кризисный период, когда они пришли за помощью в те же государственные банки», -- пишет он. И приводит примеры: оскандалившиеся в связи с провалом олимпийского строительства в Сочи и отсутствием реальной деятельности в ОАО «Курорты Северного Кавказа» братья Билаловы, другие братья - Зиявудин и Магомед Магомедовы, - также приумножившие свой капитал за счёт разорительных для заказчика господрядов (одна реконструкция Большого театра чего стоит!) и ждущие приватизации не только Новороссийского порта, который уже сегодня фактически контролируют.

«В связи с ещё одним скандалом – вокруг «Иркутскэнерго», 50,2% акций которого принадлежит Олегу Дерипаске - в прессе появились подробности «эффективного» управления с выводом средств в оффшоры, -- продолжает эксперт. -- «КЭС Холдинг» - компания другого олигарха, Виктора Вексельберга – уже достаточно давно испытывает финансовые трудности. Попытки найти партнёров оказываются безуспешными. И хозяин даже хотел избавиться от части своих энергетических активов. Владимир Евтушенков, также участник «клуба эффективных собственников», намеревающийся захватить контроль над распределительными сетями Башкирии и Южного Урала, пытается - в обход государства - влиять в интересах своего бизнеса на тарифную политику. Причем, говорят, за всеми этими процессами вполне благосклонно наблюдает правительство РФ в лице того же вице-премьера Дворковича».

Желающих поучаствовать в распродаже энергоактивов прибывает. «Так, источники в инвестиционном сообществе говорят о том, что Михаил Фридман в ближайшее время может приобрести пакет акций «Интер РАО» (речь идет примерно о 14% энергосбытовой компании). И эти данные имеют под собой объективные основания: по условиям завершившейся сделки «Роснефти» и ТНК-ВР, акционеры СП, в том числе и Фридман, получили в своё распоряжение $28 млрд», -- пишет Мухин.

«За то время, что Дворкович провел в Кремле и Белом доме, вокруг него сформировалась могущественная группа предпринимателей, получающих впечатляющие преференции от близости к нынешнему правительству. Причем наряду с новыми представителями бизнес-элит в группу входят и старожилы отечественной олигархии. И очевидно, что именно им отдает предпочтение инициировавший новую приватизацию ТЭК и курирующий эту отрасль в правительстве Аркадий Дворкович», -- раскрывает секрет такой тяги к ТЭК директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий в своей статье в газете «Труд».

«Гидроэнергетика очень перспективна: эта самая дешевая и относительно безопасная электроэнергия. Поэтому в ближайшее время вокруг ее приватизации закипят новые баталии. И главными интересантами здесь могут выступить группа "Сумма", которую привлекает новый для нее бизнес, и Олег Дерипаска, пытающийся сократить расходную часть своих алюминиевых производств», -- прогнозирует журнал «Компания». При этом опрошенные изданием эксперты тоже считают, что торопиться не стоит: по мнению старшего аналитика «Риком-Траст» Владислава Жуковского, приватизация будет производиться в интересах крупного российского капитала, который возник во время кредитно-залоговых аукционов 1990-х и пирамиды ГКО, так называемых семейных приватизаторов, либо в интересах международных корпораций и банков. По его мнению, европейские банки и США, продолжая печатать деньги, создают на рынке большую ликвидность. «И выходит, что за реальные активы Россия получает бумажные фантики», -- резюмирует аналитик.

Есть еще один интересный момент, связанный с проведением очередного, нынешнего этапа приватизации, считает известный экономист Никита Кричевский. «Многие эксперты все последние годы говорили о том, что бюджет в дополнительных доходах нынче не нуждается, поскольку бюджет бездефицитный и весьма и весьма сбалансированный. Тем не менее, в первые месяцы этого года возникла ситуация, когда вдруг, ни с того, ни с сего, российский бюджет стал дефицитным. Я полагаю, что вполне возможно, это осознанная тактика на создание искусственного дефицита бюджета для того, чтобы предъявить обществу самый главный козырь — смотрите, у нас дефицит бюджета, нам срочно необходимо приватизировать то или иное государственное имущество», -- заявил он в эфире радиостанции Business FM.

«В чём же благой рыночный смысл готовящейся приватизации, да ещё и за бесценок?», -- задается вопросом Мухин. Ведь речь идёт не только о финансовых средствах, природных ресурсах и энергетической безопасности, но и о социальных проектах, инфраструктуре. «Недомыслие грозит ростом социального напряжения в связи с неисполнением государством обязательств перед гражданами», -- предупреждает эксперт. А если президенту снова, как это было в Пикалёво с тем же Олегом Дерипаской, придется лично заставлять подписывать социальные документы? Дерипаска, кстати, несмотря на долговую нагрузку на бизнес, судя по всему, планирует активно поучаствовать в нынешних приватизационных процессах – так же, как и Евтушенков, Фридман, Вексельберг, активность которых на этом участке рынка очевидна. «Странно будет выглядеть государство, создающее самому себе такие проблемы, за которые потом придётся расплачиваться не только бюджетными средствами, но и политической репутацией, -- пишет Мухин. -- Впрочем, возможно, надежда как раз на то, что расплачиваться и отвечать за нынешние просчёты будет уже другой состав правительства или, скажем, другой «экономический» вице-премьер?».

Полная версия