Бадовский: Путин разъяснил свою стратегию в предвыборных статьях
Главный политический советник Кремля в четверг дал обширное интервью, которое опубликовал «Московский Комсомолец». Глава Фонда «Институт социально-экономических и политических исследований» (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский рассказал о главных векторах современной российской политики.
По его мнению, проблема недоверия является одной из ключевых в современной российской политике. «Проблема недоверия преодолевается только действиями, ощутимыми изменениями, - считает Бадовский. - Эти изменения должны происходить. Они должны быть очевидными. Они должны накапливаться. То, что правила игры меняются и становятся более прозрачными и честными, должно подтверждаться из раза в раз — без исключений. Недобросовестное политическое поведение должно на практике начать сталкиваться с реальными санкциями. Только тогда проблема недоверия начнет сниматься и в конечном счете может быть преодолена».
Эксперт назвал «два очевидных примера». «Инициированные за последнее время громкие антикоррупционные расследования, - уточнил он. - Новые законы о контроле за расходами чиновников или о запрете для них иностранных счетов. Другое дело, что эти расследования должны быть доведены до конца, а новые законы — всерьез заработать».
Почему, как вы думаете, появился тот же закон о запрете иностранных банковских счетов? – задался вопросом Бадовский и сам же на него ответил. «Потому, что некоторые вещи должны быть понятны элите на уровне даже не политической культуры, а простых правил — приличия в политике, - считает он. - В нашем случае такого понимания пока, к сожалению, нет. И инициатива Владимира Путина по поводу этого закона — это фактически один из шагов на пути принятия нового внутриэлитного договора. Договора, чьим важнейшим принципом будет являться готовность элит к самоограничению и к патриотическому поведению. Иначе мы так и не сможем никогда ответить на вопрос, адресованный нам в свое время Збигневом Бжезинским: «Если русские все свои активы держат у нас, то вы определитесь: это ваша элита или уже наша?»
Бадовский не оставил в стороне и громкую новость последних дней – добровольный уход из Госдумы депутата Владимира Пехтина, назвав этот прецедент крайне важным. «Оппозиция может, конечно, сколько угодно злорадствовать и иронизировать на эту тему в Интернете. Но за этим улюлюканьем легко упустить главное: что изменилось после поступка Пехтина? А изменилось, с моей точки зрения, вот что: отныне любому политику — будь то представитель «Единой России» или лидер уличного протеста — будет крайне сложно поступать иначе в аналогичных ситуациях. Если такие тенденции появляются, то они практически уже никак не могут быть остановлены», - считает Бадовский.
В начале марта исполняется год с того момента, как Владимир Путин был избран президентом. Эта тема также не осталась без внимания Бадовского. «Путин сам ответил на вопрос про стратегию в своих предвыборных статьях, объясняя, почему он еще раз решил баллотироваться на пост президента, - заявил он в интервью. - После распада СССР прошло уже больше 20 лет. Период постсоветской трансформации в основном завершен. Но мы вступаем в новую, не менее опасную эпоху глобальной турбулентности. И от того, что будет происходить в стране в ближайшие несколько лет, зависит не просто будущее России на многие десятилетия вперед. Будет ли вообще у нас это будущее, как у единой, независимой, сильной страны, — вот что сейчас на кону».
Как обеспечить наличие у нас такого будущего? «Для этого структура элиты страны должна быть принципиально иной, - считает Бадовский. - Элита должна включать в себя не только нынешнюю властную команду, но и оппозицию. Другое дело, что между различными частями многопартийной элиты должен существовать консенсус об основополагающих вещах и принципах. Для той оппозиции, которая, оказавшись у власти, через пять минут сдаст страну с потрохами, места в элите быть не должно».
Бадовский также популярно объяснил цифры электоральных рейтингов главы государства. «Если наблюдать за динамикой путинского рейтинга начиная с 2000 года, то нынешние показатели являются средними и вполне устойчивыми. Другое дело, что в 2006—2010 годах рейтинги власти были повышенными. Сначала это было связано с экономическим ростом середины первого десятилетия века. Затем — с выборным циклом 2007—2008 годов. В тот момент был запрос на стабильность и преемственность, на то, чтобы Путин остался в политике», - отметил эксперт.
«Любопытным образом на позицию населения подействовал и мировой финансовый кризис 2008 года, - уточнил Бадовский. - Все опросы показывали: ожидания людей, связанные с их личным благосостоянием в 2008—2010 годах, падали. А вот рейтинги президента, премьера и «Единой России» росли. От власти ожидали минимизации проявлений кризиса. Того, чтобы глобальный кризис не разрушил повседневную жизнь людей».
В конце 2010 года последствия мирового кризиса были в основном преодолены, добавил эксперт. «В подобные моменты люди обычно начинают задумываться: а что будет дальше? – отметил он. - Запросы населения к власти начинают обновляться. Уровень социальных притязаний растет. Кроме того, в начале 2011 года сильно выросли все цены — от услуг ЖКХ до продуктов и бензина. Прибавьте к этому неопределенность в вопросе, кто именно будет баллотироваться в президенты — Путин или Медведев? Это спровоцировало серьезное падение рейтингов. В конце 2011 года они достигли минимума. Но затем в ходе президентской кампании рейтинги Путина и власти существенно повысились, достигли локального максимума к маю 2012 года — к моменту инаугурации Путина. В общественном мнении произошла стандартная после выборов ситуация — присоединения к победителю. Затем в течение лета рейтинги несколько снизились, что тоже логично. После почти полутора лет непрерывного избирательного цикла период некоторой политической расслабленности был неизбежен. Ну а с конца лета 2012 года все рейтинги и показатели доверия находятся в достаточно стабильном состоянии: они соответствуют средним показателям по всем 2000-м годам.