Национальный выборный вопрос
Эксперты Института социально-экономических и политических исследований, представившие (ИСЭПИ) в четверг свой доклад, посвященный губернаторским выборам, предложили модели особого порядка избрания глав национальный субъектов РФ. Доклад вызвал дискуссию в экспертном сообществе.
Выборы глав национальных республик в России во избежание спекуляций на национальные темы, возможно, следует проводить с использованием «президентского фильтра» по отбору кандидатов на высший должностной пост субъекта Федерации. Такой главный посыл ИСЭПИ.
Эксперты института разработали несколько вариантов, которые можно использовать для организации выборов в национальных республиках. Все эти форматы, так или иначе, предполагают использование «президентского фильтра».
«Первая модель существовала исторически в Дагестане ранее. Она подразумевает выборы главы субъекта Федерации из числа депутатов законодательного собрания», - рассказал на презентации доклада заместитель исполнительного директора института Александр Пожалов.
Вторая модель, по его словам, также подразумевает непрямые выборы. Ее суть в том, что кандидатов могут предлагать партии, которые имеют зарегистрированные отделения в этом субъекте. Голосовать за кандидатов также могут депутаты законодательного собрания.
Согласно третьей модели, кандидатов должны представлять партии из заксобраний субъектов. То есть кандидатов выдвигают только те партии, которые уже подтвердили свою популярность в регионе.
Четвертая модель - выбор кандидатов на должность главы республики из первой тройки партии, победившей на выборах в заксобрание. Пожалов уточнил: объявляются выборы в заксобрание и партии формируют списки и первую тройку кандидатов. Победившая на выборах партия представляет президенту кандидатов на пост главы субъекта РФ из первой тройки своего списка на прошедших выборах. Затем уже только одна из трех кандидатур выносится на утверждение заксобрания.
Эксперты, указывая на то, что предложения касаются «тонкой» национальной темы, называют предложенные варианты вполне здравыми.
«Это очень тонкая тема, - считает политолог, директор Института политики, права и социального развития Владимир Шаповалов. – С одной стороны, должно быть некое равноправие и единообразие, поскольку в соответствие с Конституцией все субъекты Федерации имеют равный статус и было бы странным, если бы мы законодательно, сверху устанавливали для субъектов разные модели выборов».
«В то же самое время мы должны учитывать, что Россия - это ассиметричная федерация. Она сложна, федерация включает в себя как субъекты, основанные на территориальном, так и регионы, основанные на национальном принципе, - уточнил Шаповалов. – В России уже была определенная дифференциация, мы можем вспомнить пример Дагестана, где действовал Госсовет, а глава республики был председателем Госсовета. Глава этой республики, по сути имел совершенно иной статус, с точки зрения процедуры избрания, процедуры вступления в должность в отличие от глав иных субъектов РФ. Поэтому уже такая практика дифференциации в России существовала».
«Мировая практика также свидетельствуют о том, что в разных субъектах федерации того или иного государства могут присутствовать разные схемы избрания глав, - уточнил Шаповалов. – В этой связи тот перечень моделей, который предложен институтом Бадовского в докладе, думаю, достаточно интересен, он может быть выставлен для дискуссии экспертного сообщества и, самое важное, населения национальных республик. Безусловно, должна пройти широкая кампания по обсуждению данных предложений. Не исключаю, что в большинстве республики позитивно воспримут предложения ИСЭПИ».
«Думаю, что предложенные новации вполне уместны в силу того, что они сориентированы на ключевых акторов политического процесса, я имею ввиду политические партии», - заключил Шаповалов.