Фильтрованные выборы
Доклад Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) под руководством Дмитрия Бадовского породил новую дискуссию относительно муниципального фильтра на губернаторских выборах. Политики и эксперты спорят о нюансах выборного процесса.
С корректировкой муниципального фильтра, как это предлагает сделать ИСЭПИ, не следует торопиться, считает заместитель секретаря Генсовета «Единой России» Виктор Кидяев.
«Опыт прошедшей осенней избирательной кампании показывает, что муниципальный фильтр работает. По сути дела – это хороший тест на совместимость между потенциальным кандидатом в губернаторы и местными элитами, - отметил он.
По словам Кидяева, «каждый претендент на должность руководителя региона должен считаться с мнением местного самоуправления, а значит, и с мнением народа». «Именно фильтр подталкивает политические партии активнее бороться за муниципальный уровень власти, что делает политический процесс более многогранным. Фильтр для многих партий – это мотивация к работе, и он пойдет на пользу, прежде всего, вновь создаваемым политическим партиям. Поэтому можно с уверенностью сказать, что он не только полезен, но и необходим нашей избирательной системе», - подчеркнул он.
Кидяев добавил, что отдельные механизмы реализации идеи фильтра порождают повод для дискуссии. «Здесь нам всем нужно более внимательно ознакомиться с правоприменительной практикой, чтобы выявить наиболее проблемные точки, - отметил Кидяев. - Такая работа уже ведется ЦИКом и, наверное, не стоит опережать ее выводы. Тем более, что введение единого дня голосования в сентябре будущего года оставляет всем нам достаточно времени для внесения всех необходимых корректив».
«Однако в целом, система муниципального фильтра себя уже оправдала и в дальнейшем имеет хорошие перспективы с точки зрения укрепления устойчивости политической системы страны», – заключил Кидяев.
Эксперты также оперируют в своих рассуждениях конкретными примерами, основанными на практике последних осенних выборов.
«Занимаясь мониторингом выборов в ходе прошедшей осенней избирательной кампании, могу сказать, что мы отслеживали процессы, связанные со сбором подписей муниципальных депутатов в ходе губернаторских кампаний, у наст есть исчерпывающая информация как это происходило», - заявил директор Фонда исследования проблем демократии, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по контролю над избирательным процессом Максим Григорьев.
«Если анализировать ситуацию, то она непростая и розниться в зависимости от региона, - уточнил Григорьев. – В некоторых субъектах РФ со собором подписей не было проблем ни у одного кандидата, который хотел этим заниматься и они с легкостью собрали эти подписи и участвовали в выборах губернатора. В других регионах у нас были примеры, когда партии и люди не занимались сбором подписей. Они либо не занимались эти вовсе. У нас был пример, когда кандидат от РПР-ПАРНАС в Амурской области открыто нам заявил, что он не собирает подписи вовсе, а на вопрос, зачем он тогда участвует в выборах, ответил: в качестве протеста. Были и другие примеры, когда партии и кандидаты не собирали подписи либо делали это вяло и потом заявляли, что столкнулись с ужасающими сложностями, мешающими преодолеть муниципальный фильтр».
«В отдельных регионах партии по-настоящему пытались собрать подписи, но это им не удавалось сделать, например, в Новгородской области, - отметил Григорьев. – Там компартия, к сожалению, не смогла набрать достаточного количества голосов. Но это закономерно, поскольку количество их муниципальных депутатов в регионе составляет менее 3%. Поэтому понятно, что те партии, которые не работали в регионах активно, те партии, которые имеют малое количество депутатов, испытывают с муниципальным фильтром трудности».
«В отношении муниципального фильтра следует говорить в разрезе двух подходов, - резюмировал Григорьев. – С одной стороны, существенный плюс муниципального фильтра заключается в том, что он заставляет партии активнее работать на местном уровне и это укрепляет партийную систему, делает партии более динамичными и укорененными на определенной территории. С другой стороны, есть и минус. Сейчас появилось много новых партий, у которых большие сложности в сборе подписей, поскольку они не имеют организационной структуры».
«Сейчас время дискуссий. А окончательное решение по муниципальному фильтру следует после следующего электорального цикла, когда мы будем понимать, как получается собирать подписи муниципальных депутатов у различных политических структур. Только после этого следует принимать решение, стоит ли изменять параметры муниципального фильтра», - заключил Григорьев.