Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:22
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Дороги Москвы этой зимой ожидает засоление

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Процесс закупки властями Москвы антигололедных реагентов на зиму сезона 2012/2013 г. снова, как и в предыдущем году, полон неожиданностей. В 2011 году власти Москвы совершили двойную закупку противогололедных реагентов (ПГР) на рекордную сумму - 4,5 млрд рублей (стоимость прежних закупок при экс-мэре Юрии Лужкове на один сезон составляла не более 1,2-1,5 млрд рублей). В 2012 году Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г.Москвы объявил новый конкурс на сезон 2012-2013 года - власти Москвы опять готовы были закупить рекордное количество реагентов на огромную сумму – 3,4 млрд. рублей. Победителем открытых электронных торгов прошлого и нынешнего года стал Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ).

По мнению экспертов, использование такого количества реагентов неоправданно завышено. Специалисты утверждают, что так настойчиво закупаемые властями Москвы реагенты УЗПМ не способны справиться со своей основной задачей – при температуре ниже минус 15 градусов и даже небольших осадках их использование на дорогах проблему борьбы с гололедом не решает, а приводит к транспортному коллапсу.

Использование больших объемов вредит и экологии города – по подсчетам специалистов, на улицы Москвы стало попадать в 12 раз больше соли, что негативно влияет на здоровье людей, уничтожает растительность.

Использование такого количества реагентов, причем в том числе, реагентов особых, например, комбинированных, стало возможным благодаря новой технологии зимней уборки, которая была принята в сентябре 2011 года. Теперь же Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства ЖКХ и Б г. Москвы готовит к утверждению поправки к этой технологии, в которых предусматривается еще большее использование реагентов, в частности, хлористого магния или бишофита.

История с токсичным бишофитом

В середине октября на заседании правительства Москвы глава департамента ЖКХ и Б г. Москвы Андрей Цыбин заявил, что город закупит 116 тыс. тонн нового противогололедного реагента – бишофита, причем, это будет сделано в дополнение к 216 тыс тонн уже закупленных средств. Власти Москвы готовы были потратить на эти цели 460 млн. рублей.

Сейчас правительство Москвы утверждает, что реагент закупаться не будет, пока не пройдет обязательную экологическую экспертизу. Это произошло после ряда громких публикаций в СМИ и проведения общественной экологической экспертизы, которая показала, что бишофит является токсичным (относится ко второму классу опасности), и имеет весьма сомнительные плавящие способности – из-за высокой вязкости этот реагент увеличивает скольжение автомобилей, уменьшая силу сцепления резины и создавая тем самым аварийные ситуации на дорогах. К тому же, в 2005 году бишофит на дорогах Москвы применять запретили по этим же причинам.

«Бишофит – это природный минерал, основной компонент которого - магний хлористый. Минерал широко распространен, его большие запасы встречаются в Волгоградской области. Правда, природный бишофит содержит еще и добавки - тяжелые металлы, фтор, бром, йод, которые могут активизировать коррозионные процессы и представляют опасность для растений, животных и человека», - говорит кандидат географических наук, старший научный сотрудник экологического центра Института естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН Марина Хвостова.

Зачем Москве столько соли?

Впрочем, и без бишофита, как утверждают эксперты, начиная с 2011 года город и так закупает избыточное количество реагентов, причем, огромные затраты бюджетных средств – двойная закупка в 2011 году, закупка в этом году на сезон 2012-2013 года и возможная дополнительная закупка, оказываются неоправданными – реагенты с гололедом борются плохо, зато солевая нагрузка на город вырастает в 2,7 раза – от этого ухудшается здоровье людей, гибнут зеленые насаждения, страдают животные.

Двойная закупка реагентов (на два года вперед) была сделана в 2011 году и стоила бюджету Москвы рекордную сумму – 4,5 млрд рублей (стоимость прежних закупок при экс-мэре Юрии Лужкове на один сезон составляла не более 1,2-1,5 млрд рублей). Победителем конкурса и поставщиком реагентов тогда стал Уральский завод противогололедных материалов.

Тогда же многие СМИ писали и о непрозрачности системы закупок. Так, спустя месяц после проведенного аукциона в мае 2011 года, Московское управление Федеральной антимонопольной службы России выявило сговор в аукционе на поставку противогололедных реагентов в Москве. Как сообщала тогда пресс-служба УФАС, участники аукциона – ОАО « Единая торговая компания», ЗАО «НПО Реагенты», ООО «Скоропусковский синтез». ООО «Новомосковский хлор» снижали начальные цены контрактов всего на 0,5% и во время аукциона намеренно не конкурировали между собой и были признаны нарушившими п.2 ч.1 ст.11 Закона «О защите конкуренции», то есть осуществляли согласованные действия путем поддержания цен на торгах. В результате административного расследования, компании были оштрафованы.

Впрочем, несмотря на двойную закупку, в 2012 году Департамент ЖКХ и Б г Москвы объявил новый конкурс на сезон 2012-2013 года. И опять власти Москвы готовы были закупить рекордное количество реагентов на огромную сумму – 3,4 млрд. рублей. И опять победителями торгов становятся трейдеры того же Уральского завода противогололедных материалов - ООО «НПО «Путевые технологии» и ЗАО ТД «Скоропусковский синтез».

Новая технология - больше соли и дорогих добавок

Сама новая технология была принята в сентябре 2011 года, и начиная с этого периода количество солей, которые стали закупать власти Москвы, увеличилось в несколько раз, соответственно взлетели вверх и бюджетные траты на эти нужды. По новой технологии необходимо применять меньше жидких реагентов, (которые как раз предотвращают появление ледяной корки) , больше твердых и новые комбинированные материалы, в состав которых входит дорогой формиат натрия, плавящие способности которого эксперты ставят под сомнение. К тому же, цена, например, за тонну вещества в состав которого входит эта добавка, при этом никак не влияющая на плавящую способность реагента, оказывается сильно завышенной. «Стоимость этой тонны, указанной в электронных торгах – около 18 500 рублей, она сомнительна, все наши подсчеты показывают, что себестоимость этого вещества составляет 5-6 тысяч рублей за тонну», - говорит эксперт Центра изучения региональных проблем Семен Ильин.

Зачем нужна новая технология

Технология, которая использовалась в Москве до 2011 года, успешно решала вопрос борьбы с гололедом и снегом и отвечала требованиям, принятым во всем мире, при этом ее разработчикам удалось добиться заметного снижения солевой нагрузки с 360 до 130-150 тыс. тонн, считает специалист центра «За безопасность российских дорог» Владимир Беляев. Почему возникла необходимость в разработке новой технологии, остается только догадываться.

«Нет, конечно, предела совершенству. Идеология во всем мире одинакова - основная цель – обеспечить пропускную способность и безопасность на дорогах, второе – это экологическая безопасность. Совершенствование технологии происходит ради снижения бюджета, ради снижения солевой нагрузки с возможным удешевлением материалов. Тут обратная картина – увеличение количества материалов, рост бюджета в разы и увеличение нагрузки на город. Весь мир борется за минимизацию воздействия на окружающую среду, все стараются нормы снизить», - говорит Владимир Беляев. Известно, что в 90-е годы в качестве основного противогололедного материала в Москве использовалась песко-соляная смесь, которую затем заменили на чистую соль. Тогда город испытывал серьезную солевую нагрузку – стали гибнуть зеленые насаждения, в воздухе появились аэрозоли, которые нарушали контактную сеть – тогда на улицы попадало около 350 тыс тонн солей. От этой технологии отказались и с 2004 по 2011 год в Москве действовала временная инструкция. Так, была разработана технология, с помощью которой удалось добиться значительного снижения объема используемых реагентов – солевую нагрузку на город удалось снизить в среднем до 147 тысяч тонн.

Владимирский Минсельхоз объяснил подорожание масла ростом доходов участников СВО
Реклама