В Москве завершился очередной раунд переговоров между ЕС и Тегераном по вопросам иранской ядерной проблемы. В дискуссии также принимали участие представители стран «шестерки” международных посредников.
Как сообщает РИА Новости, второй день переговоров продлился более девяти часов. Стороны на них представляли высокий секретарь ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон и секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили. От России в мероприятии участвовал заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. Также сегодня состоялся ряд двусторонних встреч.
По словам Эштон, нынешний раунд переговоров стал самым продуктивным. «Наконец-то, первый раз были действительно настоящие дискуссии о необходимости понимать технические детали», - отметила европейский чиновник. Также она добавила, что требования международного сообщества к Ирану остались прежними: ««Формат 3+3» остается единым в поиске дипломатического решения международных озабоченностей, касающихся Ирана, добивается принятия Ираном резолюции Совета безопасности ООН и работы с МАГАТЭ. «Формат 3+3» подтвердил сбалансированное предложение, сделанное в Багдаде, - об остановке деятельности по обогащению Ираном до 20% и закрытие ядерного завода».
Помимо этого Эштон сообщила, что следующий раунд переговоров назначен на 3 июля и пройдет в Стамбуле. Там должны состояться технические переговоры по обсуждавшимся сегодня вопросам. «Технические дискуссии в Стамбуле дадут возможность обсудить с экспертами, которые разбираются в ядерных проблемах, сущность вопросов, которые мы («шестерка») имеем по иранским предложениям, а также сущность вопросов, которые имеются у Ирана. По итогам встреч в Стамбуле эксперты дадут отчет «шестерке» и дадут ответ иранской сторон», - заключила представитель ЕС.
В свою очередь, Джалили отметил, что страны «шестерки» попросили время для обдумывания предложений Ирана, высказанных в ходе дискуссии. «В ходе второго раунда переговоров в Москве была проведена точная оценка тех предложений, которые Иран получил (на майской встрече) в Багдаде. При этом «шестерка» приветствовала позицию Ирана, высказанную в Багдаде, и отметила, что это способствует лучшему пониманию позиции Ирана на переговорах». При этом иранский чиновник согласился со своей европейской коллегой в том, что нынешний раунд обсуждений превзошел предыдущие по уровню продуктивности.
Также Джалили в очередной раз заявил, что Иран имеет право обогащать уран в мирных целях: «Обогащение урана на всех уровнях является неотъемлемым правом Ирана».
Представитель России Сергей Рябков заявил, что переговоры между сторонами будут продолжены и после встречи в Москве. «Несмотря на то, что разногласия сторон по некоторым вопросам до сих пор остаются, поиск решений будет продолжен, что подтвердилось в ходе всех пяти раундов переговоров, которые прошли в Москве», - сообщил дипломат.
Предыдущий раунд дискуссии состоялся в мае в Багдаде. Тогда сторонам не удалось прийти к принципиальным договоренностям. Вместо этого участники лишь в очередной раз высказали свои позиции и назначили следующий раунд переговоров на июнь.
С 2003 года мировое сообщество, обеспокоенное потенциальной возможностью Ирана создать собственное ядерное оружие, ведет переговоры с Исламской республикой, пытаясь убедить ее отказаться от планов по обогащению урана. Тегеран, в свою очередь, заявляет об исключительно мирном характере своей ядерной программы. По словам властей страны, обогащенный уран требуется лишь для обеспечения населения электроэнергией. Однако данные, приведенные в опубликованном в прошлом году докладе МАГАТЭ, говорят об обратном.