Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

В России мало шансов на трасплантацию почки

В России делают 7 пересадок почек в год на миллион жителей. В США этот показатель составляет - 44, в Испании и Хорватии - 55. Даже во многих странах, менее развитых, чем Россия, пересадка доступнее: на миллион жителей в Белоруссии 18, в Сирии 16, в Иране – 30, в Шри Ланке – 15, в Тунисе – 13, в Турции – 33, в Уругвае – 27, в Колумбии – 19, в Бразилии – 23, в Коста Рике – 27, в Мексике – 20.

В первой половине марта во многих странах мира отмечается Всемирный День Почки. Частота серьезных заболеваний почек во всем мире стремительно растет. Одна из причин – старение человечества, а болезни почек встречаются чаще в пожилом возрасте. Большинство случаев заболеваний почек протекает скрыто. В России официальной статистики о распространенности болезней почек нет. Сегодня болезни почек не должны рассматриваться как приговор, так как современная наука позволяет достичь нормального качества жизни даже при полном отсутствии функции почек.

Но единственным способом продлить и сохранить жизнь пациентам в этой стадии болезни является заместительная почечная терапия: диализ и трансплантация почки. Диализ, то есть регулярные сеансы очищения крови при помощи аппарата «искусственная почка» (гемодиализ) или при помощи другого метода – перитонеального диализа, жизненно важная, но недостаточная мера. На диализе люди живут меньше и со значительными ограничениями. Радикальным же методом лечения терминальной почечной недостаточности является трансплантации почки, после которой пациенты живут десятилетиями и ведут нормальную жизнь. В то же время диализ необходим, чтобы дожить до трансплантации почки, пока больной находится в «листе ожидания», а мест на диализе в нашей стране катастрофически не хватает. По частоте трансплантаций почек Россия находится на одном из последних мест среди цивилизованных стран. Сегодня не менее 3500 человек могли бы стоять в «листе ожидания», однако их шансы дожить до пересадки почки невелики: эти пациенты оказались заложниками проблем российского здравоохранения.

Ответственный подход к решению проблемы трансплантации почек позволил Норвегии достичь уровня около 600 больных, живущих с донорской почкой, на 1 млн. жителей страны; в США - 562 больных, в Польше 242. В России же этот показатель составляет всего 40 пациентов на 1 млн. населения.

В России по закону есть презумпция донорства (то есть по умолчанию врачи могут взять органы у любого умершего), но на практике забор органов осуществляется редко из-за негативного отношения родственников и общества в целом. В России нет закона о добровольном донорстве между неродственными донорами, жена не может отдать мужу почку (в США так делают большинство пересадок). Поэтому многие наши больные едут в другие страны как трансплантационные туристы; например – в Пакистан, где можно купить почку и пересадку за $30000, но часто этих пациентов потом приходится спасать уже нашим врачам.

В России финансирование диализа и трансплантации почки идет из разных бюджетов - диализ из регионального, а пересадка из федерального, что создает "дыру" в цепочке заместительной почечной терапии. Пересадку делают только в нескольких крупных городах. Больной должен приехать на операцию не позже чем через 2 часа после звонка хирурга о том, что есть орган, а значит, должен годами жить рядом с центром трансплантации. Но в чужом городе этот пациент не будет иметь права на бесплатный диализ – а значит, не доживет до трансплантации.

Полная версия