Американская ассоциация развития науки повышает лексические «нормативы» для двухлетних детей.
В среднем, как установили эксперты, в запасе детей в возрасте два года должно быть около 150 слов. Если же они ограничиваются 50 или меньшим количеством слов и фраз, то это, по мнению специалистов, должно вызывать определенную тревогу у родителей.
Абсолютно необходимы для общения двухлетних детей с внешним миром 25 слов и фраз. А желательно чтоб лексикон малышей состоял из 310 лексических единиц. Составленный специалистами словарь-минимум предназначен также для выявления малышей, которые, возможно, «столкнутся с трудностями при произнесении слов».
Сложности с общением у самых маленьких могут быть свидетельством и более серьезных проблем со здоровьем - таких, как глухота или аутизм. Однако зачастую речь идет лишь о временных проблемах в разговорной практике, которые затем быстро преодолеваются. Тем не менее, исследователи рекомендуют родителям обращаться за помощью к специалистам, если ребенок с трудом общается после достижения возраста 2,5 года.
Другое исследование акцентирует внимание родителей, что раннее обучение детей общению не на одном, а сразу на двух или даже более языках, провоцирует задержки в развитии разговорной речи, а возможно, и комплексные задержки в развитии. По словам ученых, четыре из пяти детей, страдающих от задержек в развитии устной речи, впоследствии успешно справляются с этой проблемой, нагоняя своих сверстников к возрасту пяти лет. Вместе с тем доктора предостерегают родителей – с изучением двух и более языков надо быть очень осторожными, поскольку это вполне реально может повлечь задержку развития ребенка, которая впоследствии может наложить отпечаток на всю его последующую жизнь. Лучше всего чтобы один из языков шел для ребенка как основной, а другой как дополнительный – чтобы он всегда имел возможность выражать свои мысли и общаться с людьми полноценно хотя бы одним способом.