Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Глухота меняет талант, но не побеждает

Анализ сочинений Бетховена показал, что постепенно, с потерей слуха менялась его музыка: в ней все меньше становилось высоких тонов. До тех пор, пока он полностью не оглох - тогда высокие звуки начали возвращаться.

Голландские ученые под руководством Эдоардо Сацценти из Университета Амстердама проанализировали музыкальное наследие Бетховена, который, как хорошо известно, страдал прогрессирующим снижением слуха. Опираясь на музыкальный анализ сочинений Бетховена, ученые разделили их по четырем периодам: с 1978 года по 1800, 1805/6 год, 1810/11 год и с 1824 по 1826. Число нот в диапазоне выше 1568 Гц, написанных для первой скрипки, было подсчитано в соотношении с остальными нотами.

Почти сразу после диагностики симптомов снижения слуха в 1796-1798 годах в раннем опусе 18 для струнного квартета 8% нот приходились на высокие звуки. А к 1805 году Бетховен сообщал о том, что не слышит деревянные духовые инструменты, и 59 опус уже содержал около 5% высоких нот. Опусы 74 и 95 содержали менее 2% высоких нот. Они были написаны в то время, когда композитор жаловался на шум в ушах и пользовался слуховой трубкой, чтобы слышать собеседника. К 1825 году Бетховен уже почти не слышал. Тогда он написал 127 и 135 опусы для струнных квартетов. И анализ выявил увеличение содержания в них на 4% высоких нот. Получается, что по мере того, как прогрессировала глухота (сначала выпадал слух на высокие частоты), Бетховен чаще использовал звуки среднего и нижнего регистра, ведь он их лучше слышал. А когда он почти полностью оглох, ему пришлось вернуться к более раннему опыту сочинения музыки (когда он использовал высокие звуки) по памяти .

Полная версия