Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Реформа в психиатрии: «Хотели как лучше, получилось как всегда»

В соответствии с федеральной целевой программой, тысячи психически больных выходят из стационаров. Но проблема в том, что Россия совершенно не готова к оказанию им амбулаторной помощи. Реформа обернется вспышкой самоубийств и преступлений, считают психиатры.

Осталось чуть более месяца до окончания выполнения федеральной целевой программой «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» в соответствии с которой должны быть отпущены домой или переведены в специальные общежития 750 тысяч психически нездоровых людей. Большинство из них уже на свободе. Что ждет их и нас? Об этом корреспонденту Infox.ru рассказала врач-психиатр Татьяна Трифоловская.

Психически больные не опаснее здоровых

К психически больным людям у подавляющего большинства из нас отношение опасливое. Хотя статистика и психиатры в один голос утверждают, что для этого нет оснований. От 15 до 25% населения разных стран страдают какими-либо психическими заболеваниями. В России: официально 550 тысяч человек больны наркоманией (реальная цифра в десятки раз больше); 20% населения, ставших жертвами стрессовых ситуаций, время от времени нуждаются в помощи психиатра; 2 млн. человек наблюдаются или лечатся в наркологических диспансерах. При этом тяжелыми психическими расстройствами страдает лишь 2% населения (в России порядка 3 млн. человек).

Из общего числа правонарушителей, привлекаемых к суду по разным статьям, больных сравнительно немного (невменяемыми в связи с выраженными психическими отклонениями ежегодно признают около 10-15 тысяч человек, что составляет менее 1% от общего числа привлеченных к судебной ответственности). Это значит, что из каждых 100 человек, совершивших преступление, только один – психически больной. Средний психически больной человек в шесть раз менее опасен для окружающих, чем средний здоровый человек. Если мы не понимаем их «логики» это не значит, что они опасней! Кстати, в нашей стране 11% психически здоровых людей являются преступниками, то есть совершившими преступления. Не секрет, что среди величайших людей и нашего времени, и прошлого немало людей с психическими расстройствами. К сожалению про это обстоятельство мы не хотим помнить, нас больше раздражает «псих» сосед, периодически встречающийся в подъезде и пугающий своими гримасами. И уж точно, большинство из нас считает себя психически здоровыми и уверены, что это навсегда. Но в этом мы сильно ошибаемся - как известно, «от сумы и тюрьмы не зарекайся».

Реформа в теории и на практике

Возвращаясь к «Целевой программе…». Инициаторами ее создания стали психиатры Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского. Двигало ими похвальное желание дотянуть уровень российской психиатрии до цивилизованной (нигде в мире такое количество психически больных людей не «заперты» в стационарах, они живут жизнью, максимально приближенной к «нормальной». Перевод психически нездоровых людей в домашнюю среду – общемировая тенденция, берущая начало в США).

Специалисты разработали целый комплекс мер по реабилитации пациентов психиатрических больниц. Главная из них заключается в том, чтобы перевести со стационарного на амбулаторное лечение часть пациентов психбольниц, «не являющихся социально опасными». Также предложен ряд мер по адаптации будущих «бывших» пациентов, поскольку те, по мнению врачей, за время лечения «утрачивают социальные связи в обществе». По словам тогдашнего главного психиатра ГНЦ академика Татьяны Дмитриевой, сокращение мест в психиатрических стационарах должно было произойти за счет выписки людей с легкими психическими расстройствами - например, неврозами. «Они не опасны для общества и имеют право получать помощь в разных условиях - стационарных, полустационарных, амбулаторных. 50% граждан, обращающихся за помощью, имеют несерьезные расстройства психики, и лечить их в стационарах нерационально, в них должны получать помощь люди с тяжелыми психическими заболеваниями» - подчеркивала Дмитриева. Для отпущенных пациентов обещали создать сеть амбулаторных пунктов, куда они могут обратиться за медпомощью в любое время. Также предполагалось развернуть систему социальной адаптации не тяжёлых психически больных, включая помощь в трудоустройстве и поиске жилья. Программа была утверждена в мае 2007 года. Одной из целей было - снизить долю повторных госпитализаций в психиатрический стационар до 17,3% и уменьшить среднюю продолжительность лечения больного в клинике до 65 дней. На сегодня эта цель сегодня практически достигнута, а вот все остальные нет.

В цивилизованных странах амбулаторная психиатрическая служба значительно дороже стационарной. Для того чтобы она работала, требуются мощные капиталовложения, подготовка кадров социальных работников с высшим образованием. К подобным расходам многие страны оказались не готовы и были вынуждены реформы в этой области отложить до лучших времен. У нас же, как всегда все наоборот: руководители страны увидели в принятии программы возможность сэкономить. До принятия программы 90% «психиатрического» бюджета уходило на содержание больничных коек в психиатрических больницах. Значит, чтобы сэкономить, больницы надо по максимуму сократить, особенно когда есть такое благовидное гуманистическое прикрытие – на пользу самим больным, как во всем цивилизованном мире.

На осуществление реформы отпустили 7,5 миллиардов рублей. Сумма казалось бы огромная, но, если мы вспомним что программа предусматривала масштабные стройки общежитий и как у нас «осваиваются» государственные деньги, то оптимизма поубавится. Одним из главных пунктов программы реформы психиатрической службы в России было создание общежитий для одиноких больных. Их создали - единицы, на несколько сотен человек. И это на всю Россию. Вместо разрушенной плохой советской психиатрической системы с насильственным лечением ничего не создали. На сегодня выпущенные психические больные нуждающиеся в постоянном надзоре и лечении фактически отправлены в «свободное плавание». Душевнобольные люди предоставлены сами себе. Еще одна проблема – лекарственное обеспечение. Если стационарная психиатрическая служба даже при скудном финансировании все же неплохо обеспечена современными лекарствами, то психиатрические диспансеры подобным обеспечением похвастаться не могут. А если учесть, что психически нездоровые люди часто себя таковыми не считают и после выписки из клиники принимать лекарства не горят желанием, то фактически мы должны признать – многие из выписанных пациентов просто не будут получать лечение.

Чего ждать?

Психиатры говорят, что больше всего пострадают сами больные и их ближайшее окружение. Они и раньше в нашей стране были в социальной изоляции, семьи и больные подвергались дискриминации, ущемлению прав и интересов. А оказавшись в нечеловеческих условиях, гонимые обществом, униженные и вынужденные прятаться от посторонних глаз, многие из этих несчастных предпочтут жизни – самоубийство, а многие пойдут на преступления. Среди факторов, способствующих насилию, самыми существенными являются наркомания и алкоголизм, оторванность от социальной среды и, разумеется, отсутствие лечения. Все это ждет выписанных на скорую руку пациентов. Агрессивные действия психически больных чаще совершаются в семье, в кругу близких знакомых, посторонние люди редко оказываются пострадавшими. Увеличится количество суицидов, повысится число преступлений – это то, что нас ждет в ближайшем будущем. Единственным пристанищем психически больных людей были больницы, какие бы плохие они ни были, и оттуда их теперь выставили. Большинство родственников не хотят держать дома психически больных и раньше спихивали их в больницу где их держали фактически по социальным показаниям. Сегодня многим пациентам просто некуда идти, их нигде не ждут.

Никто не говорит, что из психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением отпустят «маньяков». Но на сегодня врачей-психиатров фактически вынудили добиться снижения числа больных в обычных психиатрических стационарах и сократить сроки лечения, признать максимальное число пациентов неопасными для общества. Любой психиатр подтвердит вам, что «неопасность» - это временное и слабо предсказуемое явление, особенно в ситуации социального неблагополучия. Так что очень возможно, что крайними опять сделают врачей.

Сегодня для госпитализации психических больных по закону об оказании психиатрической помощи требуется не только согласие самого больного, но и веские основания, в частности, опасность больного для общества и самого себя. Фактически, выписав их сегодня из больниц мы толкаем их на суицид или преступления, у них просто нет выбора. Наше общество сегодня абсолютно не готово к тому, чтобы принять и социально адаптировать выпущенных на свободу психически больных пациентов. Такие реформы должны проводиться очень осторожно и постепенно, но у нас традиционно «получается, как всегда».

Полная версия