Болезни нового больничного
Нынешние листы нетрудоспособности будут пущены под нож через восемь месяцев после своих предшественников — старых зеленых больничных образца 1937 года.
2 ноября 2011 года, спустя четыре месяца после введения нового бланка листа нетрудоспособности, Фонд социального страхования впервые публично признал, что с новыми больничными есть проблемы. С начала 2011 года было выявлено 1876 поддельных больничных листов (старого образца), возбуждено 151 уголовное дело, в том числе 22 дела — по продавцам поддельных документов. Реальных сроков никто не получил. Основной причиной замены "старых" блаков больничных листов на "новые" стало избавление от подделок.
Вот только часть того, что привнесла с собой борьба с подделкой больничных листов: новый бланк подготовлен без учета реальной жизни: в ячейки не помещаются длинные фамилии и врачебные специализации, исправления запрещены, а требования к чистописанию при их заполнении — совершенно драконовские. В результате трата времени на заполнение этого документа и сопутствующая этому нервотрепка больно ударила по врачам первичного звена, которым и так непросто. Из 10,7 миллиона листков нетрудоспособности, поступивших в медучреждения в III квартале 2011 года, было испорчено 1,4 миллиона, то есть 13%.
На днях статс-секретарь министерства здравоохранения Юрий Воронин все-таки признал, что «во врачебной среде существует недовольство внедрением нового бланка» и что необходимо «отреагировать на справедливые замечания». По словам руководителя ФСС Сергея Афанасьева, в региональные отделения Фонда отправлено «разъяснение» (письмо № 14-03-18/15-12956 от 28.10.2011). Этот документ требует принять во внимание и довести до страхователей (то есть, фактически, до бухгалтерий предприятий) целый ряд послаблений в прежних порядках. С этого дня, подчеркнул Афанасьев, «никаких ссылок на завышенные требования со стороны региональных отделений быть не должно».
В частности, убраны самые одиозные ограничения: соприкосновение буквы с границей поля («квадратиком») не делает лист недействительным; неправильное расположение печати не делает лист недействительным; сгибание документа «вдвое или большее число раз» не может быть основанием для его переоформления. Название организации теперь разрешается дописывать вне пределов отведенных на это клеточек. Наконец, самое главное: у врача появляется право вносить в листок нетрудоспособности до трёх исправлений.
Кроме того, в ФСС подчеркнули, что на сайте ведомства опубликована официальная программа для заполнения бланков больничных листов, которая также позволяет вести журнал выдачи этих документов. Официально никто не понес ответственность за «эксперименты с формой», которые четыре месяца проводились на всем трудоспособном населении страны. По словам заместителя министра здравоохранения Юрия Воронина, виновны в сложившейся ситуации исключительно перегибы на местах, причем не в региональных ФСС, а среди страхователей (т.е. работодателей). Воронин назвал ситуацию «эксцессом исполнителя» и подчеркнул, что перестраховывались не в Фонде социального страхования, а в бухгалтериях предприятий. «Вместо того, чтобы проконсультироваться в ФСС они решили гонять работника в медицинское учреждение, просто на всякий случай. Это глупость полная, этого делать они не имеют права», — подчеркнул Воронин. "Тем более нельзя брать за порчу больничных штрафы — ни с пациентов, ни с врачей".
Во втором квартале 2012 года будет введен новый, «улучшенный» бланк больничного листа. В частности, в бланках нового образца врач не будет заполнять наименование организации-работодателя или отмечать, что человек является безработным и, по всей видимости, в нем начнет хватать клеточек, чтобы вписать такие термины как «гинеколог-эндокринолог». Будем надеяться, что со второго раза у них всё получится.