Велогонка «Париж - Рубэ»: как это было
В этом году сразу четыре гонщика российской велокоманды «Катюши» дебютировали в весенней классической гонке «Париж - Рубэ». В их числе и два россиянина – Александр Порсев и Владимир Исайчев. Корреспонденту Infox.ru довелось проехать с командой по маршруту знаменитой гонки и посмотреть, как болеют за велоспорт во Франции.
В четверг гонщики «Катюши» уже ездили на разведку испытать себя на сложнейших участках трассы. «Оцениваю свою готовность на пять баллов из пяти, - рассказал улыбчивый Порсев за 10 минут до того, как стартует с площади в Компьене в числе других 194 смельчаков. – Буду полезен команде, и, думаю, если будет шанс, то и сам покажу результат. На всю эту брусчатку смотрел на тренировке и чувства страха у меня не появилось». Кроме Порсева и Исайчева в составе «Катюши» еще шесть гонщиков - Лука Паолини, Марко Халлер, Александр Кристофф, Александр Кучинский, Рудигер Селиг и Максим Вантомм.
Перед гонкой спортсменов намазали разогревающей мазью, чтобы те меньше мерзли. Пасхальное воскресенье выдалось не таким уж и погожим – около 10 градусов тепла, пронизывающий ветер и изредка показывающееся из-за туч солнце. Однако холод – помеха хоть и неприятная, но не смертельная. Главное, чтобы обошлось без дождя, при котором и без того экстремальные булыжные участки «Париж-Рубэ» превращаются для гонщиков в настоящий ад.
«Как только все закончится, бегом в машину», - эту фразу от официального представителя «Катюши» знаменитого велогонщика Сергея Ушакова, сопровождавшего журналистов по дорогам Франции, мы услышим за день еще не раз и не два. Ровно в 10:10 гонщики, сопровождаемые ревом болельщиков, сорвались с места и отправились бороться за победу или же за то, чтобы хотя бы добраться до финиша. Мы же рванули по направлению к красно-белой «техничке» «Катюши», лавируя в толпе бешено машущих флажками и баннерами фанатов. Следующий пункт назначения – 21-й сектор, расположенный примерно в 110 километрах от Компьена.
Сам Сергей Ушаков, бывший велогонщик, выступавший за Украину, победитель этапов всех трех Гранд-туров, в «Париж-Рубэ» никогда не участвовал. Более того, у гонщика был негласный договор с менеджментом команды, что «Северный ад» покорять он не станет. «Исходя из своих характеристик, каждый гонщик выбирает маршруты, в которых более-менее хорошо себя чувствует и может показать результаты. Я, к сожалению, на «булыге» себя чувствую неважно и поэтому от этой гонки отказывался», - рассказал он.
Как и остальные, Ушаков считает главным фаворитом 110-й «Париж - Рубэ» бельгийца Тома Боонена из команды QuickStep. Оно и понятно – тот уже три раза становился победителем «Королевы классики» (в 2005, 2008 и 2009 годах). А в отсутствие главного конкурента – выбывшего из-за перелома ключицы швейцарца Фабиана Канчеллары (Radioshack), который дважды побеждал в этой однодневке, – вероятность неудачи Боонена становилась едва ли не призрачной. Если гонка покорится бельгийцу в четвертый раз, согласно исторической традиции в Рубэ будет установлен монумент в его честь.
Впрочем, и «Катюше» вполне по силам было занять достойное место. Итальянец Лука Паолини – лидер команды на этой гонке – уже не раз участвовал в ней и, по общему мнению, проявил себя неплохо. В прошлом году гонщик прокололся на одном из последних участков, что помешало приехать ему в составе лидирующей группы.
В погоне за гонщиками
Через час приезжаем на 21-й участок трассы. По обеим сторонам дороги расположились многочисленные болельщики – некоторые даже специально принесли раскладные стулья и корзины для пикников. Сидят, жуют длинные багеты со всевозможными начинками, обвернутые в фольгу, и машут всем проезжающие мимо командным «техничкам», кое-кто даже приветственно поднимал бокал вина за наше здоровье. Верите или нет, но такая картина наблюдается на протяжении всех 257 километров «Париж - Рубэ».
И вот, наконец, в небе появляются два вертолета. Один сопровождает отрыв, сформировавшийся еще на 68-м километре, а второй кружит над пелотоном. Спустя считанные минуты мимо проносятся те самые беглецы в составе не более 10 спортсменов, а еще через четыре – вторая группа гонщиков. Теперь понятно, почему иногда завалы случаются по вине болельщиков – нередко те стоят слишком близко к краю дороги, а еще чаще перебегают на другую сторону, не дождавшись, пока в клубящейся пыли промчится вся кавалькада. Впрочем, сразу же после того как спортсмены скрылись из виду, мы и сами помчались обратно к «техничке» наперерез несущимся на всех парах машинам сопровождения.
Впереди нас ждали еще две остановки – на 23-м участке и на 16-м, в знаменитом Аренбергском лесу – еще 2,5 сложнейших километра по брусчатке, но дело вовсе не в этом. На въезде в легендарный лес гонщиков подкарауливает узкая дорожка, и если к тому моменту ты не будешь идти в числе лидеров, то шансов на победу в гонке уже не останется – потом наверстать проигранное время будет нереально.
Собственно говоря, специфическая особенность этой гонки заключается в том, что отсев происходит не спереди, а сзади. «На участках брусчатки нужно быть впереди и своих лидеров команды вывозить вперед, - объяснял тактический замысел команды Александр Порсев. – Селекционный отбор будет происходить сзади, именно там будут гонщики «отваливаться». Поэтому очень важно на этих участках всегда заезжать впереди».
На выходе из Аренбергского леса отрыв сокращается меньше чем до двух минут (во многом благодаря действиям команды Боонена), а в пелотоне остается примерно 50 гонщиков. Именно в лесу с дистанции сходит и белорусский гонщик «Катюши» Александр Кучинский – он попал в завал, упал и сильно ушиб плечо. Немногим позднее сойдет еще один гонщик российской команды – Владимир Исайчев.
Мы же едем на финальную точку гонки – старинный велотрек в Рубэ. Там на трибунах уже собралась многочисленная армия болельщиков и смотрит трансляцию гонки на гигантских экранах. Всякий раз как камеры выхватывают Боонена, трибуны взрываются ревом. Всем уже ясно, кто станет победителем, – за 55 километров до финиша выносливый бельгиец сбежал ото всех и шел один всю оставшуюся часть гонки, выигрывая у преследователей за 4 километра до финиша более полутора минут. Понимает это и Боонен. Еще не доезжая до велотрека, где ему надо сделать два круга, бельгиец торжествующе улыбался, добродушно грозил кому-то пальцем, а на въезде на трек поднял четыре пальца как символ четырехкратного триумфа в «Северном аду». Свою победу гонщик посвятил любимой девушке.
Но на этом борьба за очки в «Париж - Рубэ» еще только начиналась. Второе место в трековом спринте взял француз Себастьян Тюрго (Team Europcar), а «бронза» уже в третий раз досталась итальянцу Алессандро Баллану (BMC). Через 3,5 минуты после того, как финишировал Боонен, на велотрек ворвалась группа из шести гонщиков, в которой шел и лидер «Катюши» Лука Паолини. К сожалению, финальную борьбу итальянец проиграл и стал лишь 11-м.
На сцене, установленной под шатром посреди стадиона, Том Боонен праздновал победу. Победитель получил €30 тыс. Но главный приз «Париж - Рубэ» - вовсе не деньги, а легендарный «павэ» - четырехугольный булыжник на подставке, один из тех, по которым Боонен только что преодолел все 27 секторов «ада».
«Хочу, чтобы знали, кто такой Александр Порсев»
А спортсмены «Катюши» уже в автобусе команды. Все в пыли, замерзшие и почти обессилевшие, однако мужественно соглашаются дать интервью. «Не знаю, каким я финишировал, я не веду протокол, - сказал дебютант «Париж - Рубэ» Александр Порсев, финишировавший 62-м. – Сделал все, что было в моих силах. Полностью иссяк физически, и морально. Гонка была сложная». В среднем после «Париж - Рубэ» спортсмену требуется неделя на восстановление.
«Планы на сезон? Участие в «Тур де Франс» и самый главный старт – Олимпиада. Хочу выиграть что-нибудь в этом году и показать себя. Доказать, что могу побеждать, что я спринтер. Хочется, чтобы обо мне слышали и знали, кто такой Александр Порсев», - добавил гонщик «Катюши».
Владимир Исайчев, не доехавший до конца дистанции, собой недоволен. «Мои ожидания не сбылись. Хотелось, конечно, получше проехать гонку, но из-за падения пелотона мне пришлось долгое время выкарабкиваться из завала. За это время основная группа уже очень много нам «нарисовала» и мы физически были не в состоянии их догнать». В ближайших планах спортсмена «Тур Турции», который пройдет буквально через 10 дней, а затем гонщик возьмет небольшой отдых и съездит в родную Самару. «А дальше видно будет. Хотелось бы участвовать в «Туре Швейцарии» и Тур де Франс», - заметил Исайчев.
Заметно, что все расстроены – ведь в гонке «Катюша» осталась без очков. Однако в этом сезоне команда одержала уже десять побед и занимает вторую строчку в командном рейтинге UCI (Международный союз велосипедистов). «В этом году мы рассчитываем на очень хорошие результаты. Думаю, будем в первой тройке», - заметил спортивный директор команды Геннадий Михайлов.
Команда «Катюша»
Профессиональная велокоманда «Катюша» - часть Общероссийского проекта развития велоспорта, основанного президентом Федерации велоспорта России Игорем Макаровым в 2008 году. Благодаря проекту молодые и перспективные российские гонщики имеют возможность реализовать свой богатый потенциал в двух командах андеров (до 21 и 23 лет), континентальной команде «ИТЕРА-Катюша» и стать настоящими профи велоспорта в команде Мирового тура «Катюша». «Катюша» - кузница резервов для сборной команды России. Благодаря деятельности проекта в 2011 году было создано еще 2 команды - мужская и женская «Русвело», спортсмены которых будут выступать в трековых соревнованиях.