«Степанова вернется после дисквалификации и будет еще сильнее»
Дисквалифицированная на четыре года за употребление допинга и подлог лыжница Лилия Степанова не собирается уходить из профессионального спорта. Тренер Владимир Кузьмич рассказал Infox.ru, как живет спортсменка спустя два года после крупного допингового скандала.
В марте 2010 года исполком Федерации лыжных гонок России (ФЛГР) дисквалифицировал Лилию Степанову на два года за попытку подлога при прохождении допинг-контроля, а впоследствии срок дисквалификации был увеличен до четырех лет. Началось все с того, что неожиданно для всех малоизвестная 24-летняя лыжница стала двукратной чемпионкой России, выиграв спринт свободным стилем и 10 км свободным стилем. Степанова опередила призера Олимпиады в Ванкувере Наталью Коростелеву более чем на 40 секунд. Однако на допинг-контроль явилась не сама лыжница, а ее подруга. Затем в допинг-пробе самой Степановой были найдены вещества, запрещенные Всемирным антидопинговым агентством (WADA).
«Пострадали от недобросовестных производителей»
Тренер спортсменки Владимир Кузьмич продолжает настаивать на том, что лыжница не употребляла допинговые препараты специально. За год до чемпионата России в Сыктывкаре спортсменка начала принимать гормональные препараты, которые ей выписали во время прохождения медкомиссии для лечения заболевания, подробности которого тренер предпочел не разглашать. «Я узнал об этом почти через год. Заметил, что Лиля стремительно худеет. С 60 килограммов дошла до 50, выглядела как двенадцатилетняя девочка. И для того, чтобы быстрее нагнать мышечную массу, мы схватились за аминокислоты, белки для качков», - рассказал Владимир Кузьмич.
Белковые препараты для набора мышечной массы Степанова принимала вплоть до соревнований и впоследствии была уличена в употреблении запрещенного препарата под названием «нандролон». «Недобросовестные производители впихивают туда всякую гадость. Вот мы так и попались. Хотя любой специалист в области спорта скажет, что это вещество в гонках на длинные дистанции совершенно ничего не дает. Над нами все смеются, спрашивают, действительно ли мы пили такую ерунду, которую принимают качки, чтобы были громады мышц», - отметил тренер.
Что же касается попытки фальсификации результатов при прохождении процедуры допинг-контроля, по мнению Владимира Кузьмича, спортсменка просто испугалась. «Она – девчонка трусливая, глупая, прочитала в интернете статью о сомнительном качестве американских биодобавок… Вот тут-то у нее и возникла мысль отправить на допинг-контроль кого-то вместо себя», - вспоминает он события двухлетней давности.
«Мы стали последней каплей для WADA»
Тем не менее, как утверждает тренер лыжницы, Степанова вовсе не собирается бросать большой спорт и продолжает тренироваться. «Если бы у нас были возможности, то мы бы добавленные два года дисквалификации назад отсудили. Там же столько нарушений было! Мы общались с юристами и все они считают, что нельзя было наказывать два раза за одно и то же нарушение. Должны были дать четыре года, но ведь сначала дали только два. А потом вдруг WADA через три месяца спохватилась и решила добавить. Но даже по их правилам у них все сроки опротестования вышли», - заметил тренер.
«А наша федерация в тот момент вся погрязла в допингах. Конечно, как тут не сплавить какую-то девочку из деревни, главное самим удержаться на плаву. Мы, наверное, стали последней каплей для WADA и на нас показали, как они борются с допингом. А на самом деле никто специально ничего не принимал. Все прекрасно знают, что вещества, которые нашли у Лили нашли – они в лыжных гонках вообще ничего не дают», - подчеркнул он.
Еще одной причиной для возмущения тренера и его ученицы стало то, что ФЛГР даже не удосужилась официально уведомить их об увеличении срока дисквалификации Степановой. «Мы же могли готовиться до сегодняшнего дня, тратить деньги и не знать реального состояния дел. О дисквалификации Лили еще на два года я узнал только через интернет», - заметил Кузьмич.
«Степанова вернется и будет еще сильнее»
Сейчас Лилия Степанова живет у себя на родине в Смоленской области и ожидает ребенка, который должен родиться в апреле. «Лиля даже сама уже говорит: может и к лучшему, что все так случилось. Если бы влезла в большой спорт, непонятно когда бы успела устроить личную жизнь», - сказал Кузьмич. И даже в последние месяцы беременности Степанова умудряется, как говорит тренер, «иногда покатываться на лыжах». «После того, как Лиля родит ребенка, у нее будет время реабилитироваться и подтянуться к 2014 году. Мы выйдем в хорошем состоянии, я уверен», - сказал он.
Уже сейчас Лилию Степанову готов принять один из лучших лыжных регионов России. «Я не хочу называть этих людей, но за год до окончания срока дисквалификации они возьмут ее к себе на подготовку, - подытожил Владимир Кузьмич. – Так что все нормально у Степановой. Она вернется, и, думаю, будет еще сильнее, чем была». Когда закончится срок дисквалификации, спортсменке будет 29 лет.
Недавняя отмена 45-го правила Олимпийской хартии, которую повлекло решение Спортивного арбитражного суда (CAS) об амнистии еще одной жертвы допинга, американского спринтера Лашона Мерритта, дала спортсменке надежду на Олимпийские игры 2018 года. Ранее печально известное правило запрещало спортсменам, пойманным на допинге, принимать участие в следующей Олимпиаде после истечения срока дисквалификации.
Однако многое зависит от того, опротестует ли Международный олимпийский комитет (МОК) решение CAS. «Я думаю, что ничего они не оспорят, против них стоят американцы. Они успеют пробежать летнюю Олимпиаду, а после нее никто уже ничего не будет оспаривать, поскольку это будет выглядеть совершенно по-другому. Но если даже и оспорят, то кроме Олимпиады у нас еще будут и международные соревнования, и чемпионат мира. Нам этого хватит», - подчеркнул Кузьмич.