На днях фанаты немецкого «Шальке-04» провели необычную акцию, ритуально повесив манекен в форме экс-голкипера клуба Мануэля Нойера. Фанаты до сих пор не могут простить вратаря за переход в мюнхенскую «Баварию». Известный спортивный психолог Владимир Сафонов рассказал Infox.ru, что заставляет футбольных фанатов отыгрываться на «чучелах» своих бывших кумиров.
Мануэль Нойер перешел из «Шальке-04» в «Баварию» прямо перед стартом текущего сезона. В шестом туре национального первенства «Шальке» уже встречалась с «Баварией» в выездной игре и проиграла со счетом 0:2. Фанаты клуба не смогли примириться с поражением. В качестве мишени для мести они избрали своего бывшего ведущего игрока, повесив манекен, символизирующий Нойера, под одним из мостов города Гельзенкирхена.
Немецкие фанаты не первые, кто организовал символическое убийство футбольного игрока, впавшего в немилость. Одними из пионеров ритуальной расправы над футболистами выступили радикально настроенные болельщики итальянской «Вероны», протестовавшие против покупки клубом темнокожего игрока. Они установили перед городским стадионом виселицу, где на веревке болталась фигура футболиста в клубной майке, сделанная из черного картона. Вполне вероятно, что эта акция стала одной из причин последующего отказа руководства «Вероны» от приобретения неугодного ультраправым игрока.
Пиар-казнь
Известно, что главная цель применения подобных методов давления – деморализация проштрафившегося игрока. Но, по мнению психологов, чаще всего на футболистов подобные акции значительного влияния не оказывают. Как отметил в разговоре с Infox.ru спортивный психолог, руководитель специализации «Спортивная психология» Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Владимир Сафонов, у публичных людей, коими и являются профессиональные футболисты, вырабатывается свое отношение к агрессии, исходящей от фанатских объединений.
Психолог добавил, что любая оценка деятельности спортсмена со стороны болельщиков – эмоции, так называемый выплеск психической энергии. «А спортсмены, находящиеся на высоком профессиональном уровне, относятся к таким эмоциональным проявлениям очень спокойно и целенаправленно минимизируют поток информации о себе», – заметил психолог.
«Я работаю со спортсменами в индивидуальных видах спорта, и одно из главных направлений моей работы – отсечь влияние средств массовой информации от спортсмена, – сказал Владимир Сафонов. – Специально договариваюсь со своими подопечными о том, что это табу».
Несмотря на то, что главные объекты подобных акций остаются к ним равнодушными, определенный смысл для проведения таких мероприятий остается. «Футбол – это не столько спорт, сколько бизнес, – сказал Владимир Сафонов. – Тот же самый футбольный клуб в какой-то степени пиарится благодаря подобным действиям своих фанатов».
Известно, что в 90-е годы работа фанатских движений в России целенаправленно финансировалась определенными политическими структурами. По мнению Сафонова, так же происходит и сегодня. «Поэтому с одной стороны, поведение таких групп антисоциально и с этим надо что-то делать. Но с позиции бизнеса – это пиар. А фанаты – реальная армия силы, которую можно использовать», – подчеркнул он.
«Наказать, осудить, обвинить, покарать»
По мнению спортивного психолога Людмилы Кирсановой, футбол уже давно превратился в перфоманс одержимости и неистового действа. «Фанатизм чаще слеп, а поведение фанатов сродни ритуальным действиям и процессам, имеющим символическое значение», – отметила она. По ее мнению, смысл этих процессов кроется в возможности любым способом высказать свою фанатскую позицию в отношении того или иного игрока или тренера.
«К сожалению, все чаще это позиция имеет отрицательный знак. Наказать, осудить, обвинить, покарать. Это не просто проявление агрессии фанатов против конкретного игрока, это их желание продемонстрировать свою коллективную силу, силу толпы против только одного соперника», – сказала Кирсанова.
По словам психолога, игроки, которые попадают под натиск фанатов, зачастую «ломаются» психологически и профессионально умирают. «Или становятся профессионально выше, лучше и сильнее, с желанием доказать в первую очередь себе, а потом уже и всем остальным, что они не мальчики для битья, а профи с большой буквы», – добавила Людмила Кирсанова.
Россия идет вслед за Европой
Российскими фанатами опыт коллег из Европы и Латинской Америки пока применялся мало. Один из самых известных случаев символического убийства фанатами игрока, впавшего в немилость, произошел в 2009 году. Речь идет о петербургском «Зените» и игроке Владимире Быстрове. Футболист перешел из клуба сине-бело-голубых в московский «Спартак», а затем вернулся обратно. Фанаты не могли простить «перебежчика» в течение длительного времени и объявили ему своего рода войну. Так, однажды они повесили на одном из зданий Санкт-Петербурга манекен в спартаковской футболке с 23-м номером, принадлежавшим Быстрову. Примечательно, что рядом висел рекламный щит одного из главных спонсоров «Зенита» с лозунгом «Мечты сбываются».
Как сказал Владимир Сафонов, «не исключаю, что произошедшее недавно в Европе, повторится в скором времени и в России». «Во всех формах проявления своей принадлежности к фанатскому движению есть элемент подражания», – добавил он. История отечественного фанатского движения в несколько раз моложе европейской. «Ведь еще лет двадцать назад, в советское время, мы не могли говорить о том, что у нас есть фанаты. Было, конечно, что-то, но не с таким размахом, как сейчас. А за последние два десятилетие это движение сформировалось», – сказал специалист. Между тем, в Европе фанатское движение существует с 50-х годов.
Кто повесил Нойера
Сами механизмы антисоциального поведения футбольных фанатов давно изучены. Когда большое количество людей собирается вместе, происходит трансформация организованных групп в неорганизованные. «У первых есть определенные нормы и правила поведения, а у вторых они претерпевают изменения», – отметил Сафонов. А формы агрессивного поведения проявляются при возникновении каких-либо крайностей. «Это может выражаться в словах, опосредованно и косвенно, могут делаться упомянутые чучела, символически вешаться, поджигаться и так далее», – сказал он.
«Если рассуждать теоретически, то разве могли бы только один-два фаната провести подобную акцию на мосту? Или же за этим стояло гораздо больше людей, вплоть до пятидесяти или ста. Ведь фанатские движения – это организованные, хорошо структурированные общности людей», – сказал Владимир Сафонов. По его словам, фанатская группировка любого клуба имеет структуру, напоминающую армейскую. «Там есть главный, есть различные отделения, есть и небольшие группы, включающие 5-7 человек, над которыми стоит старший бригадир. Если человек не выполняет требований и нормы поведения, предписанных в этом обществе он больше не попадет на фанатский сектор стадиона», – сказал Сафонов.
Спортивный психолог отметил, что корень всего в том, кто и как становится фанатами. «В фанатском движении нет людей старше 49 лет. Это подростки от 13 лет, которых отличает социальная неудовлетворенность и нереализованность. Как правило, фанатами становятся подростки с не очень хорошими успехами в школе, которые сами спортом не занимаются», – отметил Сафонов. По его словам, именно приобщение к фанатскому движению позволяет ряду людей приобрести чувство социальной значимости и реализованности.