Группа американских ученых из университета Мемфиса и Массачусетского технологического института под руководством доцента психологии Сидни Д’Мелло (Sidney D'Mello) из Нотрдамского университета (США) разработала обучающую программу, которая реагирует на эмоциональное состояние ученика и по эффективности не уступает работе начинающих молодых преподавателей.
Обучающие системы нового типа получили названия AutoTutor и Affective AutoTutor. Для эффективной передачи новых знаний программный продукт задает ученикам «зондирующие» вопросы, анализирует ответы, упреждающе идентифицирует и корректирует ошибки по недопониманию, а также реагирует на основные действия обучаемых, в первую очередь на вопросы, жалобы и комментарии. Система даже реагирует на недостаток свободы действий у обучаемого, сканируя его выражение лица и положение тела, динамически изменяя стратегию преподавания на основе этих данных, сообщает портал TGDaily.com.
«Большинство систем XX века требовало от пользователей взаимодействия с компьютером при помощи окон, иконок, меню, а также указывающих устройств. Однако люди всегда общались друг с другом посредством речи, а также ряда невербальных средств, таких как выражения лица, взгляды, положения тела и жесты. Расширяя содержание сообщений, новая технология предоставляет информацию, сообразуясь с когнитивными состояниями, уровнями мотивации и социальной динамикой учеников», — комментирует разработку господин Д’Мелло.
Обучающая программа AutoTutor преподает довольно сложные предметы, включая ньютоновскую механику, компьютерную грамотность и критическое мышление, поддерживая разговор на естественном языке. Как утверждают разработчики, система может симулировать мотивационные стратегии живых преподавателей. Система Affective AutoTutor отличается наличием дополнительного программного модуля, отслеживающего эмоциональное состояние ученика посредством оценки выражений его лица, языка тела и разговорных вербальных средств, посредством которых обнаруживаются такие негативные состояния как фрустрация или скука. Система даже сама выражает свои эмоции в элементарной вербальной форме речевой интонации и выражения лица на аватаре.
Впервые система была испытана на тысяче добровольцев, и по итогам тестов выяснилось, что ее эффективность превосходит аналогичные показатели молодых начинающих преподавателей — она практически приблизилась к эффективности опытных учителей.