Saab спастись не смог
Шведская компания Saab потеряла все пространство для маневра, и ее голландский владелец в лице Swedish Automobile официально объявил о начале процедуры банкротства компании, признав несостоятельным ее девятимесячный план по спасению.
Это произошло после того, как руководство General Motors (GM) наложило вето на план по спасению компании при участии китайского инвестора Zhejiang Youngman Lotus Automobile. GM как бывший владелец шведского автопроизводителя все еще лицензирует Saab некоторые ее ключевые решения и обладает небольшим пакетом акций. После того, как американская корпорация уведомила китайскую сторону, что план по спасению не прошел одобрения, Youngman заявила, что дальнейшее «финансирование и завершение реорганизации не могут быть продолжены».
При открытии торгов на биржах после этого известия котировки акций Saab Automobile упали на 62% и остановились на отметке в 8 евроцентов. Как говорится в официальном заявлении шведской компании, «совет директоров Saab Automobile решил, что без дальнейшего финансирования компания окажется несостоятельной, и процедура банкротства окажется лучшим вариантом в интересах кредиторов». При этом банкротство ожидает только автомобильное производство, отдельная оборонная компания Saab продолжит работать в прежнем режиме.
Первый прототип автомобиля Saab был представлен в 1947 году, когда компания решила отойти от бизнеса в области аэронавтики. В девяностых годах прошлого века 50% акций Saab приобрела General Motors, полное поглощение было завершено в двухтысячных. Однако в 2009 году, когда разразился мировой финансовый кризис, было принято решение продать Saab компании Swedish Automobile, которая тогда называлась Spyker Cars, передача права собственности произошла в январе 2010 года.
Вскоре после прихода нового собственника у Saab начались серьезные проблемы с производством, в марте у шведской компании закончились средства, и план по производству машин был сорван. Владельцы попытались восстановить производство на западе Швеции, однако в связи с долгами перед поставщиками в апреле конвейеры снова встали. Глава Swedish Automobile Виктор Мюллер (Victor Muller) обратился за поддержкой к азиатским инвесторам, однако General Motors последовательно блокировала все стратегические планы, касающиеся участия китайской стороны. Предложение поступало и от российского бизнесмена Владимира Антонова, однако на сделку с ним вето наложил уже Европейский инвестиционный банк.