Москва
26 декабря ‘24
Четверг

Норвежцы научат самолеты летать сквозь облака пепла

Ученые из Норвежского института воздушных исследований изобрели прибор под названием AVOID, предназначенный для установки на самолеты с целью нахождения способов перелета сквозь облака вулканического пепла.

Название AVOID расшифровывается как Airborne Volcanic Object Imaging Detector и означает «Воздушный детектор вулканических объектов». Девайс крепится под крылом самолета и чем-то напоминает ракету, однако он выполняет совсем другие функции. AVOID, напичканный разнообразной электроникой, определяет плотность облака вулканического пепла и траекторию его движения, причем все вычисления прибор производит на расстоянии от 100 до 300 километров от самого облака. На основании полученных данных пилот самолета может попытаться обогнуть облако или найти в нем «слабые места», где концентрация и плотность пепла минимальны.

По словам разработчиков AVOID, прибор готов для коммерциализации, и его уже можно устанавливать на самолеты, совершающие регулярные рейсы. Сейчас ученые заняты внесением последних изменений в прибор и заодно переговорами с компаниями, разрабатывающими самолеты. Фирмы Airbus и EasyJet, как выяснилось, не прочь сотрудничать с ними — они заинтересованы в установке AVOID на свои самолеты. Однако AVOID сможет принять участие в первых рейсовых перелетах не раньше лета следующего года, по данным портала Dvice. Это связано, в основном, с юридической стороной вопроса.

Норвежские ученые пришли к идее создания AVOID после событий весны 2010 года. Как все помнят, в тот период времени в Исландии происходило извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, из-за которого миллионы пассажиров были вынуждены ожидать в аэропортах по причине отмены более 100 тысяч рейсов. Все это было сделано из соображений безопасности, поскольку вулканический пепел в состоянии вывести из строя реактивные двигатели самолета, превращаясь внутри него в стекло под воздействием высоких температур. Но для этого потребуется очень много пепла, поэтому прибор AVOID, способный просчитать траекторию движения таких облаков и найти места с наименьшей концентрацией этого самого пепла, просто незаменим при перелетах.

Полная версия