4-дюймовый топливный элемент сможет питать автомобиль
Ученые считают, что будущее элементов питания — за топливными ячейками, причем не за водородными или им подобными, а за твердооксидными. Подобные элементы, считают специалисты, смогут стать частью системы питания автомобиля, обладая очень компактными размерами.
В твердооксидных ячейках в качестве топлива может быть использовано что угодно, будь то бензин, дизель или же природный газ. По эффективности они значительно лучше водородных топливных элементов, а их физические габариты значительно меньше, как минимум в десять раз. Даже в случае использования в таких элементах постоянно дорожающего бензина, они экономически выгодны, потому что расходуют мало топлива, генерируя при этом колоссальное количество энергии.
Единственная причина, по которой твердооксидные топливные элементы до сих пор не получили широкого распространения — это чрезмерно высокая температура, до которой их надо раскалить, чтобы активировать процесс их работы. Однако ученые со всего мира трудятся над решением этой проблемы, и уже есть вполне серьезные результаты — если первые образцы таких ячеек работали при температуре 1600 градусов, то теперь это значение снизилось до 600 градусов по шкале Цельсия.
Создатели твердооксидных топливных элементов утверждают, что как только все работы над этим проектом будут завершены, одной ячейки квадратной формы с диагональю всего 4 дюйма (10 см) хватит, чтобы заставить автомобиль передвигаться. Энергии, запасенной в ней, будет вполне достаточно для подпитки всех бортовых систем транспортного средства. Западные журналисты предполагают, что использование твердооксидных ячеек возможно, в первую очередь, в гибридных автомобилях, где они будут работать совместно с электромоторами. Эффективность подобного технического решения еще предстоит подсчитать, но уже и так ясно, что экономия на бензине или дизеле будет колоссальной.
Вполне возможно, что основной деятельностью твердооксидных топливных элементов в гибридной силовой установке будет являться подзарядка аккумуляторов, энергия которых будет уходить на работу электродвигателя. Он в свою очередь будет крутить колеса, и необходимость в двигателе внутреннего сгорания может полностью отпасть. Ученые пока не знают, когда их технология будет доведена до состояния готовности к серийному производству. Они лишь упомянули, что первые «полевые» испытания новых топливных элементов будут происходить на современных грузовых дальнобойных автомобилях, где от них будут питаться кондиционеры, микроволновые печи и другие устройства, требующие много энергии и, следовательно, топлива.