Китайский поисковый гигант Baidu готовит облачную операционную систему для смартфонов, которая поможет компании ворваться на внутренний мобильный рынок страны. Общее число пользователей мобильного Интернета в Китае на 2010 год составило 233 млн человек, но уже к 2014 году согласно прогнозу это число возрастет до 957 млн. Для сравнения, население стран Евросоюза и США составляет 800 млн.
Компания назвала свою операционную систему Baidu Yi, что переводится как «простая». Основным инструментом платформы является поиск — поле для поискового запроса появляется буквально через несколько секунд после включения телефона, все остальные средства грузятся в фоновом режиме. Каждому пользователю системы предлагается 180 Гб пространства в облачном хранилище — такую же возможность предлагает, к примеру, webOS.
Baidu Yi — уже не первая современная мобильная ОС из Китая, аналогичные платформы предлагали местные компании Alibaba и Huawei, однако у продукта от Baidu есть все шансы занять лидирующую позицию на уже старте проекта. «Для нас облачные вычисления более естественны, чем для компании, занимающейся электронной коммерцией, или для производителя коммуникационного оборудования, у нас есть мощности для хранения и обработки данных, как и у Google, которые в этом так преуспели», — заявил вице-президент Baidu Ван Цзин (Wang Jing) в интервью Financial Times.
Текущая версия Baidu Yi базируется на коде Android, однако китайский Android в корне отличается от системы, которой пользуются по всему миру. В Китае ОС Android называют Ophone, и она практически полностью лишена интегрированных средств Google. Как известно, Android базируется на ядре Linux под лицензией GPL и средствах Apache. Большинство компонентов верхнего уровня, таких как Android Market, подпадают под лицензию Google, и потому китайские производители и операторы подменяют их на собственные аналогичные сервисы. Но в перспективе планируется и создание версии мобильной ОС Baidu с полностью собственным кодом.
Главной проблемой для Baidu является не Android, а iPhone. Смартфоны Apple, продаваемые через сеть China Unicom уже привлекли 184 млн покупателей, а вскоре продавать их начнет и оператор China Mobile, объем абонентской базы которого составляет 930 млн по данным на 29 августа. У Apple есть всего четыре официальных магазина в Китае, однако рынок этой страны является самым быстрорастущим в аспекте продаж. Однако для того, чтобы адаптироваться в Китае, Apple придется слегка изменить свои продукты, в частности, обеспечить поддержку протокола TD-SCDMA, распространенного в этой стране.