Разговоры по мобильному телефону теряют популярность
В 2016 году 26% владельцы смартфонов будут пользоваться традиционной мобильной связью меньше раза в неделю — таковы прогнозы агентства Deloitte. Вместо нее пользователи будут больше обмениваться сообщениями и использовать приложения для голосовой и видеосвязи. Если сравнивать показатели 2011 и 2015 гг., то таких пользователей стало больше ровно в два раза — с 11% до 22%.
Продолжительность разговоров в мобильных сетях в период с 2012 по 2015 гг. выросла на 20%, пишет газета «Ведомости». Голосовой трафик стал дешевле, стали появляться пакетные тарифы с предоплаченным лимитом разговоров и все больше людей предпочли мобильные телефоны стационарным. Современная модель использования смартфонов такова, что на неголосовые услуги —мессенджеры, электронную почту, соцсети — тратится больше времени, чем на обычные телефонные звонки. В результате российские мобильные операторы стали терять доход: в 2014 году их потери составили 15–20 млрд рублей (2% годовой выручки). Если считать остальные страны, интернет-сервисы лишили операторов $14 млрд дохода.
На развитых рынках выручка операторов сокращается по мере того, как они начинают предоставлять бесплатный голосовой и SMS-трафик. В Испании, к примеру, начиная с 2013 года, люди практически перестали пользоваться SMS, заменив их мессенджерами. В России пока перетекание мобильного голосового трафика в интернет не ожидается, поскольку страна не настолько широко покрыта сетями LTE. Активно онлайн-сервисами пользуется лишь 1% абонентов, но под их давлением традиционные мобильные звонки станут бесплатными. Так, у того же «Мегафона» все больше абонентов используют пакетные тарифы с безлимитными звонками и предоплаченным интернет-трафиком. «Билайн» также пока не видит снижения голосового трафика, а у МТС голосовой трафик и вовсе растет, по словам представителей этих компаний.