В массовом понимании громкое имя Harley-Davidson — больше, чем отдельные модели мотоциклов или даже знаменитый во всем мире бренд. Это стиль, для которого характерны громкие звуки V-образных двигателей, борода, татуировки и невероятно брутальный вид самого байка. Именно поэтому сама идея создания компанией с вековой историей электромотоцикла с первого взгляда выглядела достаточно абсурдно.
Первый двухколесный электробайк из Милуоки получил название LiveWire. Он был анонсирован в десятых числах июня. Подробности невероятной новинки публике сообщили журналисты, которым первым был предоставлен для теста прототип.
LiveWire не предназначен для массовых продаж. Он был разработан в ответ на ряд пожеланий потребителей. 24 июня 2014 года Harley-Davidson запустил свой первый электромотоцикл в тур, в течение которого любой желающий сможет записаться на тест-драйв новинки в официальных дилерских центрах США, Канады и Европы. Но чем же примечательна новая разработка и какие перспективы у свежего направления в индустрии можно проследить?
Первое, что отметили приглашенные журналисты, — это непревзойденное сочетание характерной «харлеевской» мощи и комфорта. Байк звучит, конечно, непривычно для людей, знающих о традиционных мотоциклах не понаслышке. А всем известно, с каким пиететом компания подходит к звучанию своих байокв — 10 лет назад ею даже была предпринята попытка зарегистрировать характерный звук в качестве торговой марки. Электробайк не грохочет, как прочие разработки Harley-Davidson и выглядит немного иначе, но имеет мощность в 74 л.с. и разгоняется до 100 км/ч меньше, чем за 4 секунды. Он оборудован литий-ионным аккумулятором с запасом хода приблизительно в 100 километров. Время зарядки составляет 3,5 часа.
В чем же причина смены курса компании, основанной в 1903 году и следовавшей своим традициям, практически не совершая шагов в сторону? По заявлениями представителей маркетингового отдела Harley-Davidson, дело заключается в диверсификации клиентской базы. На рынке закрепились крупные игроки, поставляющие городским жителям электромотоциклы. Например, Zero Motorcycles, Brammo. Даже компания Yamaha дала зеленый свет производству байков с питанием от батарей. Поэтому Harley не оставалось ничего, кроме как сделать свой ход.
Ключевой задачей в построении LiveWire стал принципиальный переход от строения машины вокруг двигателя к построению вокруг батареи. Представители Harley-Davidson пока не делали заявлений по поводу веса прототипа, но, по словам экспертов, с учетом емкости одна лишь батарея может весить более 100 килограмм. Поэтому инженерам необходимо было сократить эти показатели за счет прочих деталей. Так вес рамы из литого алюминия, оборачивающейся вокруг аккумулятора, составляет всего лишь 6 кг, что почти на 4 кг меньше байков основных конкурентов на рынке электромотоциклов. В производстве колес были использованы самые легкие алюминиевые спицы. Кроме того, как и в любом электробайке, в LiveWire отсутствует выхлопная система, что не только экономит вес, но и придает мотоциклу приятный вид.
Не менее важным вопросом стала проблема соответствия устройства электромотоцикла главному принципу Harley-Davidson: «смотри, слушай, чувствуй». Необходимо было провести глобальную работу, чтобы достичь качественного звучания мотоцикла без двигателя, приближенного к реву V-образного. Пронзительный шум из трехфазового мотора переменного тока отражается в ходовой части, усиливая звук. Байк стартует достаточно спокойно, но со скоростью нарастает и громкость, производимая им. Конечно, проезжающий по дороге LiveWire не сможет заставить взвыть сигнализации припаркованных машин, но, несомненно, напомнит о том, что водитель находится на сидении одного из детищ Harley-Davidson.
Одним из важнейших аспектов позиционирования нового продукта был выбран вопрос преемственности поколений. На ряду с такими факторами, как характерный стиль, сравнительно небольшой вес и достаточно мощная «начинка» причиной, по которой на новый электромоцикл стоит обратить внимание, само руководство называет соответствие концепта Harley-Davidson принципам сохранения окружающей среды. Они прекрасно гармонируют с тем, что в течение 111 лет присутствия компании на рынке сменилось несколько поколений, и идея «экологичности» важна в разрезе преемственности. Как известно, устройство электробайков в этом смысле остается бесспорным лидером в сравнении с двигателями внутреннего сгорания. Этот факт имеет научное подтверждение. Кроме того, компании Zero, специализирующейся на производстве машин именно этого типа, уже сегодня удалось внедрить свои разработки в использование некоторыми департаментами полиции в США, что говорит о большом будущем индустрии.
LiveWire развивает максимальную скорость в 153 км/ч. Прототип Harley-Davidson мощнее и быстрее, чем модель «DS» от конкурента Zero, продающийся в США за $13,000, но при этом новинка от Harley обладает меньшим крутящим моментом по сравнению с вышеуказанным байком. В виду этой неоднозначности LiveWire остается лишь прототипом, пилотным проектом Harley-Davidson, ожидающим отзывов со всего мира для того, чтобы создать достойную альтернативу имеющимся на рынке электромотоциклам. Но даже в этом статусе новый «Харлей» достоин внимания не только своей конкурентоспособностью и «начинкой», но и идеями, вложенными в его создание, и соответствии вековым традициям.