Шесть интересных фактов о легендарной «Копейке»
19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода, расположенного в Тольятти, сошли первые автомобили ВАЗ-2101. В результате появилось «классическое» семейство автомобилей «ВАЗ», представители которого производились вплоть до 17 сентября 2012 года.
В народе ВАЗ-2101 называли «единичкой» и в конце 80 гг. — «Копейкой». В 2000 году ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века. За все время производства Волжский автозавод выпустил 4,85 млн автомобилей ВАЗ-2101. И вот несколько фактов об этой легендарной модели.
1. Прототипом «Модели 1» является Fiat-124, появившийся на рынке в 1966 году. Проектом была предусмотрена и вторая модель — универсал на базе первой модели, и третья — модернизированный заднеприводный седан. В результате миру они стали известны, как ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Несмотря на полную внешнюю идентичность с Fiat-124, «Копейка» сильно от него отличается. Первые «Фиаты», испытанные в СССР, практически разваливались через 5000 км пробега: задние дисковые тормоза забивались пылью, двигатель начинал работать со сбоями. В итоге вместо нижневального двигателя для ВАЗ-2101 в Италии был разработан мотор с верхним расположением распредвала. Интересный факт — нефтеперерабатывающей промышленности СССР пришлось для данного двигателя освоить новый тип моторного масла. В целом же модели Fiat-124 для адапатации к советской действительности пришлось претерпеть 800 изменений.
2. Автомобилям ВАЗ на протяжении всего периода их производства было принято давать прозвища. В столице, где привыкли к «Чайкам» и «Волгам», эти прозвища всегда носили негативный оттенок. ВАЗ-2101 не раз называли и «консервной банкой», поскольку толщина кузовного металла составляла лишь 0,8 мм, в то время как выпускаемые в Союзе «Москвичи» и «Волги» обладали толщиной деталей кузова в 1 мм. Считалось, что модель не сможет обеспечивать безопасность и будет подвержена коррозии. Однако кузов продемонстрировал совершенно противоположные результаты. Более легкий кузов способствовал экономии металла в огромных масштабах, а также делал автомобиль отлично управляемым и динамичным. Кстати, ВАЗ-2101 не был дешевым автомобилем — стоимость «Копейки» в 1970 году составляла 5620 рублей, за которые можно было позволить престижную «Волгу» (ГАЗ-21) или «Москвич-408», оцененный на тысячу дешевле. За этими машинами люди стояли в очередях на протяжении не одного дня.
3. Первый автомобиль ВАЗа вытянул завод из сложной экономической ситуации. Более 10 лет на «копейку» был сумасшедший спрос не только в России, но и за ее границами. На базе первых трех вазовских моделей были основаны довольно удачные модификации, а семейство ВАЗ-2105/07 послужило базой для переднеприводных моделей. К слову, знаменитая «Нива» тоже была построена на агрегатной базе «Копейки».
4. «Копейка» стала главной героиней одноименного комедийного фильма Ивана Дыховичного. Это история 30-летней жизни «копейки», путешествующей от члена политбюро к проститутке, от черноморского каталы к простому гэбэшнику и от пенсионера к физику-диссиденту. Она является и символом счастья и предвестником неудачи, очаровывает и ужасает. Комедия наполнена фарсом и черным юмором, но в целом хорошо отражает историю отношения к автомобилю со стороны его владельцев.
5. Команда ВАЗ начала свои выступления по автоспорту на «Москвичах». Однако в скором времени спортсмены пересели на продукцию собственного завода и доказали, что ВАЗ-2101 способна быть победителем. «Копейка» позволяла добиться в кроссе, в «кольце» и в ралли таких скоростей, которые ранее считались невозможными. Такой характер машина получила за счет двигателя с распредвалом в головке блока. Европа также поддалась модели: ВАЗ-2101 стала настоящей звездой международного ралли. В любительском ралли «Копейку» можно встретить и сейчас.
6. Десять лет назад, 8 июня, в Москве был открыт первый и единственный памятник «Копейке», подтвердивший всенародную любовь к ВАЗ-2101. На мраморном постаменте машина, покрытая специальной бронзовой краской, видна каждому, кто выезжает или въезжает в столицу по Волгоградскому проспекту. На церемонии открытия памятника 1,5 квадратных метра площадки были усыпаны однокопеечными монетами, которые в наши дни было довольно сложно найти. Вся эта денежная масса была заложена в основание памятника. Туда же была замурована капсула с посланием потомкам: «Вам, живущим в ХХII веке, мы дарим в этом памятнике мечту миллионов водителей века ХХ-го. Хочется верить, что ваши автомобили уже летают и даже не требуют непосредственного участия в управлении самого водителя. Наши автомобили для приведения в движение иногда требовали крепкого словца и кувалды, ваши, хочется верить, — только компьютерной диагностики. Тем не менее, без «Копейки» не было бы ваших авто. Не забывайте об этом. Ваши автопредки. 07 июня 2004 г.»