6 лет назад, 10 января 2008 года, в рамках автомобильной выставки в Нью-Дели был представлен самый дешевый автомобиль в мире, Tata Nano, выпускаемый крупным индийским автомобильным концерном Tata Motors. Звание самой дешевой серийной машины он удерживает и по сей день. Автомобиль был создан в Индии не случайно — основное население страны обладает весьма скромным заработком. А данная модель была создана для обеспечения средством передвижения даже самые бедные индийские семьи.
Создатели автомобиля сэкономили по-максимуму. Под удар попал комфорт: не считая водителя, машина вмещает в себя только три человека, при этом, у нее нет второго наружного зеркала, кондиционера, усилителя руля, электростеклоподъёмников, центрального замка, подушек безопасности, двери багажного отделения и имеется один «дворник». Кузов усилен передними сидениями, приваренными к полу и нерегулируемыми в продольном направлении. Доступ к силовому агрегату осуществляется изнутри через задние сидения, спинки которых складываются. Самая доступная версия стоимостью в $2500 предложена без ремней безопасности, уплотнителей в дверях, наружных зеркал, вентиляции, магнитолы, «печки», дефлекторов и шумоизоляции, При этом она обладает системой оптимизации вибраций кузова.
Что касается двигателя объемом в 0,6 литра, он обладает мощностью в 33 лошадиных силы (48 Нм крутящего момента). Расход топлива – пять литров на 100 км пути. Оборудован Nano 4-ступенчатой ручной коробкой передач. На первой передаче модель способна разогнаться до 30 км/ч на первой передаче, на второй – до 60 км/ч, а на третьей – до 90 км/ч. Максимально автомобиль может достичь 100 км/ч. Под передними сидениями размещены аккумулятор и 15-литровый бензобак. Спереди автомобиля расположены горловина бензобака и запасное колесо, несмотря на то, что это несовместимо с европейскими нормами безопасности. Ширина машины — 1,5 метра при длине в 3 метра
Первые покупатели на тот момент новой модели определялись 17 июля 2009 жеребьевкой. Так, первая серийная Tata Nano была приобретена индийским сапожником, копившим на транспортное средство порядка семи лет. Второй экземпляр выграла 96-летняя фотожурналистка, а третий — 82-летний экс-помощник комиссара полиции. В день первой продажи 203 тысячи жителей страны заказали Nano. Стоит отметить, что мощность завода — 50 тысяч автомоблей в год. Однако после этого пика модель стала продаваться плохо: предел месячных продаж составил 10 тысяч автомобилей, а в прошлом году удалось реализовать в среднем лишь 2,5 тысячи в месяц.
Индийские эксперты проанализировали причины неудачи данного проекта. Прежде всего, на объем продаж повлияло ограниченное производство на начальном этапе. По сути, в течение четырех лет после анонса, машину нельзя было купить в свободной продаже, так как компания в это время покрывала объем предзаказов. Затем, имидж автомобиля сильно испортили несколько случаев самопроизвольного возгорания. Только в 2010 году зафиксировано шесть подобных инцидентов, однако заводских дефектов обнаружено не было и автомобиль признали безопасным. Причиной возгораний назвали несанкционированное вмешательство в электрику машины. И самое главное — несмотря на то, что машина позиционировалась как средство передвижения для бедных слоев населения, цены на нее все же выросли на 15-20%, тогда как качество сборки и материалов осталось на прежнем, крайне низком уровне.
На данный момент компания работает над дизельной версией, появление которой, как надеются в Tata, может увеличить продажи модели. Эксперты, однако уверены, что этот автомобиль никогда не повторит свой первый успех.