На днях членом Совета Федерации Вадимом Тюльпановым и депутатом Государственной думы Сергеем Теном в нижнюю палату парламента был внесен законопроект о введении штрафов за использование зимней резины летом и летней резины зимой. Необходимость подобного закона обосновывается аварийными ситуациями, которые возникают по причине «использования непригодных к эксплуатации шин». А почему, собственно, «неправильные» шины так опасны, что нуждаются в законодательном регулировании? На то есть как минимум шесть причин.
Начнем с летних шин: 1. Основная причина, по которой не стоит использовать летние шины зимой, заключается в том, что при нулевой температуре они начинают твердеть и, соответственно, терять свои тормозные качества. При сильных морозах состояние резины становится катастрофическим, а при резком торможении автомобиль просто заскользит. При старте машина будет долго буксовать на месте, при торможении — норовить свернуть не туда.
2. Большой ошибкой владельцев машин со стабилизирующими системами (аналоги ESP) является уверенность в электронике. Полагаться на нее больше чем на шины — одно из самых главных заблуждений. Все дело в том, что принцип ESP заключается в торможении во время заноса одного из колес, за счет чего автомобиль возвращается в безопасное стабильное положение. Однако летняя покрышка тормозить на снегу так хорошо не будет и уж тем более — при высокой скорости. Поэтому должного эффекта от ESP при «несезонной» резине просто не будет.
3. Владельцы автомобилей с полным приводом — еще одна категория автолюбителей, которые полагаются только на свою машину. Полный привод, несомненно, является преимуществом при старте на скользком покрытии, однако водители машин 4х4 забывают о том, что тормозит автомобиль всеми четырьмя колесами независимо от типа привода. В случае, если покрышки не могут обеспечить должного тормозящего эффекта, до беды недалеко. Стоит помнить, что тормозной путь на летних покрышках в два раза длиннее, нежели на качественных зимних.
Теперь поговорим о зимней «обуви» для автомобиля: 1. Большинство водителей считает, что мягкий состав резиновой смеси зимних шин должен лучше работать на асфальте, однако такой состав не выдержит подобной «жесткой» эксплуатации. Шины очень быстро износятся, став непригодными и для зимы. Зимние шины на сухом асфальте очень «податливы». Если наступить на щетку, лежащую щетиной вверх, то можно почувствовать то же самое, что «чувствует» зимняя шина на асфальте — неустойчивость положения.
2. При использовании летом шипованных шин обычно наблюдается увеличение тормозного пути. Дело в том, что металлические шипы просто «скользят» на горячем асфальте. Зимние шины очень сильно шумят, а с ростом скорости шум становится заметнее. Летом, когда автовладельцы ездят на более высоких скоростях, заметны и вибрации. Кроме того, шипованные шины даже зимой портят асфальт, поэтому во многих странах Европы езда на шипах по автобанам попросту запрещена.
3. Протектор зимней шины обладает специальным, адаптированным для зимних условий рисунком. Он наиболее разрежен, оснащен крупными элементами и дополнительными канавками. Большое количество последних обеспечивают шине наилучшую управляемость на снежном покрытии. За счет большей площади, вступающей в контакт с дорожным полотном увеличивается сцепление. Однако в летних условиях разреженный протектор уже не нужен и приводит только к уменьшению «пятна сцепления» шины с дорогой.