Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Россия испытала пульсирующий детонационный двигатель

Конструкторское бюро им. Люльки разработало и испытало опытный образец пульсирующего резонаторного детонационного двигателя с 2-стадийным сжиганием керосиновоздушной смеси. Средняя измеренная тяга двигателя составляет 100 кг, длительность непрерывной работы ─ 10 минут. К концу 2013 года ОКБ планирует изготовить полноразмерный пульсирующий детонационный двигатель.

Согласно словам Александра Тарасова, главного конструктора ОКБ, в ходе испытаний были смоделированы режимы работы для турбореактивного и прямоточного двигателей. Измеренные величины удельной тяги оказались на 30-50% лучше, нежели у обычных воздушно-реактивных двигателей. В ходе экспериментов было произведено регулирование тяги, многократное включение и выключение двигателя. Согласно полученным результатам намерено предложить разработку целого семейства подобных авиационных двигателей. Кроме того, могут быть разработаны двигатели с коротким ресурсом работы для беспилотников и ракет, а также самолетные двигатели с крейсерским сверхзвуковым режимом полета.

Новые технологии позволят создать двигатели для ракетно-космических систем и комбинированных силовых установок самолетов. За счет новых двигателей можно будет увеличить тяговооруженность самолетов вдвое. При использовании подобных силовых установок дальность полета увеличатся на 30-50%. Удельный вес новых двигателей будет в 1,5-2 раза меньше веса обычных реактивных силовых установок.

О ведении работ по созданию пульсирующего детонационного двигателя стало известно в марте 2011 года. Тогда об этом сообщил Илья Федоров, занимающий пост управляющего директора научно-производственного объединения «Сатурн», в составе которого ОКБ имени Люльки.

На данный момент известны три вида пульсирующих двигателей — клапанные, бесклапанные и детонационные. Такие силовые установки работают за счет периодической подачи в камеру сгорания топлива и окислителя, где и происходит воспламенение топливной смеси. От обычных реактивных двигателей они отличаются детонационным горением топливной смеси, при котором фронт горения распространяется быстрее скорости звука. Пульсирующий двигатель был изобретен шведским инженером Мартином Вибергом в конце XIX века. Он очень прост и доступен, однако при этом является малонадежным. Впервые такой двигатель серийно был использован во время Второй мировой войны на немецких крылатых ракетах Фау-1.

Сейчас исследованиями в области разработки высокоэффективных пульсирующих реактивных двигателей занимаются французская компания SNECMA и американские General Electric и Pratt & Whitney.

Полная версия