В конце недели чешская Skoda представила лимузин на базе седана Superb, созданный специально для президента Чехии Милоша Земана. А на чем еще ездят главы крупных держав? Представляем десятку «президентских» средств передвижения.
1. Россия. На протяжении многих десятилетий лидеры страны отдавали предпочтение отечественным машинам: лимузинам ЗиЛ. В СССР было разработано 22 автомобиля ЗиЛ-41052, из которых сохранились всего 10 экземпляров. Максимальная скорость таких автомобилей — 190 км/час, а время разгона до «сотни» — 13 секунд. Масса автомобиля составляет 5,5 тонн. На данный момент в гараже Владимира Путина числятся разные модели немецкого автопрома, основной из которых является бронированный лимузин Mercedes S-600 Guard Pullman массой в 3 тонны. Автомобиль имеет броню, которая способна защитить от стрелкового оружия и гранат. Работает такая машина на 6-литровом 400-сильном V12. На заводе ЗиЛ готовится отечественный «сменщик» Pullman — лимузин ЗиЛ 4112 с 7,7-литровым V8 мощностью в 400 л.с.
2. Япония. Премьер-министр страны Есихико Нода в ближайшее время будет сменен лидером либерально-демократической партии Синдзо Абэ, который первое время будет передвигаться на машинах предшественника — Toyota Century и Lexus LS 600h L. Первый уже несколько десятилетий является основным транспортным средством высшего руководства страны. Седан собирается вручную, а его дизайн не менялся на протяжении 40 лет. Японский император Акихито тоже предпочитает Toyota Century с мотором объемом в 5 литров и мощностью в 350 л.с. Любопытно, что этом императорская Toyota передвигается без номерных знаков. Автомобиль украшен позолоченной хризантемой, являющейся официальной эмблемой императорского дома.
3. Китай. Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин остается преданным своему автопрому. Для торжественных выездов в его распоряжении имеется лимузин FAW Hong Qi HQE длиной в 6,4 метра, а шириной в 2 метра. Высота лимузина составляет 1,72 метра при массе в 4,5 тонны. Под капотом модели находится 12-цилиндровый 400-сильный мотор. Информация о большинстве деталей автомобиля — гостайна Китая, однако имеются предположения, что лимузин построен на базе Toyota Land Cruiser. Автомобиль впервые был представлен в октябре 2009 года, в день празднования 60-летия со дня образования КНР. Сам бренд Hong Qi был придуман в 60-х годах для правительственных автомобилей.
4. Франция. Начиная с 1954 года президенты Франции на церемонию инаугурации приезжают только на французских автомобилях. С тех пор больше всего внимания было уделено моделям марки Citroen. В 1954 году Рене Коти ездил на Citroen Traction 15/6 H, в 1962 году Шарль Де Голль владел Citroen DS и лишь в 2007 году Николя Саркози прервал традицию приобретением лимузина Peugeot 607 Paladine и седана Renault Safrane Biturbo. В 2012 году Франсуа Олланд все же вернулся к Citroen — на свою инаугурацию он приехал на обычном Citroen DS5 в базовой комплектации. В пресс-службе президента отметили, что из опций был добавлен лишь большой люк для приветствия публики президентом по ходу движения.
5. Великобритания. Королева Елизавета II владеет автопарком, где числятся 5 автомобилей Rolls-Royce, среди которых любимым автомобилем королевы является Phantom VI со складной крышей. Модель была подарена Ее Величеству еще в 1978 году обществом автопроизводителей. Кроме него у королевы имеется уникальный Bentley Arnage Red Label, на нем она и передвигается в последнее время. Он сделан концерном Volkswagen специально для Елизаветы. Королевский автомобиль, ручная сборка которого длилась два года, оснащен 7-литровым двигателем мощностью в 400 л.с., который разгоняется до 210 км/ч.
6. США. Президенты США всегда были верны автомобилям марок Lincoln и Cadillac. В 2001 году официальной машиной главы Соединенных Штатов стал бронированный Cadillac Deville. А с 2009 года американский лидер ездит на Cadillac One. За счет 6,5-литрового двигателя и полного привода до 100 км/ч президентский автомобиль разгоняется за 15 секунд. Стоит отметить, что 100 км/ч — максимальная скорость данного «железного коня». Внутри автомобиль обустроен согласно последнему слову техники: там есть ноутбук с выходом в интернет и телефон для прямой связи с Пентагоном.
7. Италия. Джорджо Наполитано в качестве официальной машины использует модель итальянского автопрома — Lancia. Премьер-министр страны Сильвио Берлускони раньше передвигался на немецкой Audi A8 Quattro c полным приводом и 4,2-литровым мотором и мощностью в 310 лошадиных сил. Бронированный седан на 13 см был длиннее серийного и обладал массой в 3,8 тонн. Вторым автомобилем Берлускони стал Maserati Quattroporte, который достался «в наследство» действующему премьеру Марио Монти. Однако Монти, как истинный патриот, после своего назначения лично занялся вопросами служебного автотранспорта и «одолжил» из гаража президента республики машину Lancia Thesis. 8. Германия. Для «президентских» машин в Германии обязательны бронированный кузов, пуленепробиваемые стекла и особая конструкция покрышек. Ангела Меркель выбрала модель Audi A8L, соответствующую всем официальным требованиям. Предыдущий канцлер Герхард Шредер предпочитал Audi A8 и Volkswagen Phaeton. Последняя обладала массой в 4 тонны и мощностью двигателя в 420 л.с. Максимальная скорость автомобиля — 250 км/ч. До 100 км/ч автомобиль разгонялся за 7 секунд. Под капотом автомобиля находилась автоматическая противопожарная система.
9. Чехию. Вернемся в Чехию. Лимузин Skoda Superb для Милоша Земана уже поступил в президентский гараж. Модель оснащена бензиновым V6 объемом в 3,6 литра и мощностью в 260 л.с. (350 Нм крутящего момента). Из соображений безопасности динамические характеристики президентского автомобиля не сообщаются, однако известно, что обычная версия лимузина разгоняется до «сотни» за 6,4 секунды и достигает максимальных 250 километров в час. Автомобиль окрашен в черный «металлик» и при этом оборудован стандартными опциями комплектации Laurin&Klement (кожаный салон, подогрев и вентиляция кресел). В Европе эта модель стоит €24-42 тысячи, исходя из комплектации.
10. Норвегия Один из премьер-министров Норвегии, Йенс Столтенберг, после своего назначения ездил на работу исключительно на велосипеде. Однако в последнее время ему все же пришлось пересесть на автомобиль: «я ездил на велосипеде раньше и это было правильно, однако сейчас это не получается — сейчас на машине».