Сроки сдачи российского авианосца Индии вновь переносятся
Сроки передачи Индии бывшего российского авианосца «Адмирал Горшков» (Vikramaditya) вновь переносятся. Во время ходовых испытаний крейсера возникли неполадки: семь паровых котлов из восьми вышли из строя.
О том, что во время ходовых испытаний крейсера Vikramaditya возникли серьезные неполадки, рассказал источник «Коммерсанта», близкий к «Рособоронэкспорту». По его словам, 8 июля авианосец впервые вышел в Баренцево море из дока «Севмаша». Программа была рассчитана на 124 дня. Одной из приоритетных задач являлись испытания силовой установки авианосца. Как только авианосец набрал скорость в 30 узлов, система аварийного оповещения выдала сигнал о неполадках в энергетической установке.
По словам источника издания, готовившего авианосец Vikramaditya к ходовым испытаниям, проблема в том, что индийская сторона отказалась от традиционной теплоизоляции паровых котлов – асбеста, мотивировав это повышенной опасностью для экипажа. Поэтому разработчику котлов – Специальному конструкторскому бюро котлостроения (СКБК) – пришлось искать аналогичный вариант: вместо асбеста паровые котлы КВГ-3Д были обложены огнеупорной кирпичной кладкой. Непосредственно созданием паровых котлов для авианосца Vikramaditya еще в 2005 году занимался Балтийский судостроительный завод. «Когда специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры, – констатировал собеседник издания. – О состоянии самих котлов можно будет судить только после того как авианосец доберется до «Севмаша», но опасения, что все их придется менять, небезосновательны».
4 декабря – в День военно-морского флота Индии – авианосец Vikramaditya должен был быть передан заказчику. Ранее сроки уже неоднократно сдвигались. Теперь никаких сомнений нет, что сроки вновь сдвинутся.
Это не первая накладка в российско-индийском военно-техническом сотрудничестве в сфере судостроения. Так, например, долгое время осуществлялась передача в лизинг атомной подлодки К-152 «Нерпа». Первоначально лодка должна была быть передана ВМС Индии 15 августа 2007 года, однако из-за сложности работ по модернизации и несчастного случая (в 2008 году нештатно сработала система пожаротушения – погибла часть экипажа) окончательно акт приема-передачи был подписан лишь 30 декабря 2011 года.
В других сферах взаимоотношения более успешны: по оценкам экспертов, до 70% основных поставок российской авиационной техники приходятся именно на Индию.