Первые сто дней Путина показали, что никакой «перезагрузки» не будет
Во вторник исполняется сто дней с того момента, как Владимир Путин в третий раз стал президентом.
«Увы, опасения насчет «закручивания гаек» оправдались. Это касается двух аспектов - во-первых, чисто институционального: речь о законах. И второе, вообще атмосферы. Атмосфера, конечно, стала более конфронтационной», - заявил РИА Новости политолог Владимир Слатинов.
Он напомнил, что в течение марта-апреля происходила «дореализация медведевской политической реформы», в частности, были приняты законы об упрощенном порядке регистрации партий и губернаторских выборах. «А затем, прямо после первого «марша миллионов» фактически началась политическая контрреформа. Она реализована в виде трех основных позиций: закона о митингах, закона об НКО, закона о клевете», - сказал Слатинов.
Коммуникации со средним классом не получилось
«Если в предыдущие сроки правления Путина первые сто дней были теми периодами, в течение которых между президентом и обществом в общих чертах устанавливался взаимно принимаемый стиль коммуникации и фиксировалась актуальная повестка дня (как, например, «мочить в сортире» в первом сроке или удвоение ВВП - во втором), то в этот раз ничего подобного не происходит. Диалог сейчас явно не установился. Причиной тому - явная смена то ли стилистики коммуникации, то ли ее адресата, то ли то и другое вместе, - пишет Кирилл Коктыш, доцент кафедры политической теории МГИМО-Университета, член совета АСПЭК в своем материале для РБК daily. – Прежний адресат, средний класс, который был для власти безусловным референтным массивом в течение всех «нулевых», сегодня у нее в явной опале, она старается его демонстративно игнорировать. Новый же адресат, уже обретший свои символические фигуры в лице нового уральского полпреда и «Светы из Иваново», пока диалог вести не может».
Процесс над Pussy Riot
Еще одним безусловным символом первых ста дней Кирилл Коктыш считает судебный процесс над Pussy Riot. «Перейдя в какой-то момент границы соразмерного и разумного, но оставшись при этом в информационном пространстве, суд стал отдельным фактором политической жизни, парадоксальным образом переводящим в карнавальность самые серьезные вещи и ценности, начиная с самого себя и далее не щадя ничего. Этот процесс явным образом еще принесет свои плоды», - отмечает эксперт.
Решение по данному резонансному делу суд вынесет уже в эту пятницу.
Всё неоднозначно
«Главный итог в том, что Путин президент, а Пупкин - нет. Всё остальное, увы, далеко не так хорошо или как минимум далеко не так однозначно. Невнятное правительство и его, как всегда, уму не постижимые взаимоотношения с кремлевской администрацией. По-прежнему никакая Дума, по-прежнему ничего не значащий Совет Федерации. Судя по всему, никем толком не просчитанное, хотя уже неминуемо близкое вступление в ВТО. Полупаническое ожидание осеннего обострения всемирного кризиса; мелкие, но достаточно чувствительные скачки рубля; не остановившийся и на лето ползучий рост цен; трагедия в Крымске, очередная годовщина трагедии «Курска», - отмечает писатель Виктор Топоров в своей статье для газеты «Известия». – Пакет июльских законов, никого, разумеется, не напугавший, но многих и многих не на шутку раздосадовавший. В очередной раз провозглашенная, но так всерьез и не начатая борьба с коррупцией; трения между Следственным комитетом и Генпрокуратурой. Половинчатая политическая реформа, претворять в жизнь которую, похоже, нет ни сил, ни куражу у самих ее, казалось бы, потенциальных выгодополучателей. Мертворожденная идея института независимого прокурора. Ощутимый раскол общества по линии отношения к РПЦ и ее иерархам. Ну и традиционные «дураки и дороги», не говоря уж о столь же традиционных проблемах образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения».
«Путин остается самим собой»
«В данном случае «100 дней» - не больше, чем ритуал. «Брачный контракт» Путина с Россией - хоть и не церковный и не пожизненный - меряется не днями, а десятилетиями. Пожалуй, единственно существенная информация за эти 100 дней только та, что ничего существенно нового не сказано и не сделано. Никакой «перезагрузки», никакого «Путина-2». Перед нами - все тот же президент, которого мы знаем, великий дозировщик, великий балансировщик. Что в сущности и так понятно: в 60 лет люди не меняются, а если уж меняются, то чаще всего таким образом, что лучше бы не менялись. Так что раз Путин остается самим собой, то это только к лучшему», - пишет политолог Леонид Радзиховский в материале для «Российской газеты».