«На «Булгарии» был полный бардак»: Россия вспоминает жертв катастрофы
Десятого июля 2011 года произошла крупнейшая катастрофа речного транспорта в современной истории России – в этот день год назад в Куйбышевском водохранилище затонул двухпалубный дизель-электроход «Булгария». Из 201 человека, находившегося на борту, спаслись только 79, 122 человека, в том числе 28 детей, погибли.
Теплоход отошел от пристани в древнем городе Болгар и направился к конечной точке двухдневного туристического маршрута – в Казань.
Начавшаяся гроза со шквалистым ветром накренила судно на правый бок. «Булгария», построенная в 1955 году в Чехословакии, находилась, по данным следствия и показаниям свидетелей, в неудовлетворительном состоянии – уже при выходе из Казани у нее был неисправен левый двигатель. Поэтому, несмотря на усилия капитана и экипажа, судно не смогло противостоять стихии и затонуло в считанные минуты в 3 километрах от берега на глубине 20 метров. Теплоход не дотянул до спасительной мели, к которой вел судно капитан, примерно 50 метров.
Уголовное дело
Уголовное дело по факту крушения электрохода было возбуждено по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и морского транспорта».
В рамках расследования кораблекрушения в настоящее время обвинение по разным статьям предъявлено пятерым фигурантам – гендиректору ООО «АргоРечТур» (компания-субарендатор затонувшего теплохода «Булгария») Светлане Инякиной, старшему эксперту Камского филиала Российского речного регистра Якову Ивашову, начальнику Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Иреку Тимергазееву, бывшему главному государственному инспектору этого же отдела Владиславу Семенову, а также старшему помощнику капитана «Булгарии» Рамилю Хаметову. Свою вину в инкриминируемом преступлении признали только двое из них – Семенов и Хаметов.
Следствие по делу «Булгарии» в настоящее время вступило в завершающую стадию – 7 июня обвиняемые начали знакомство с материалами дела, которые составляют 96 томов. Срок предварительного следствия продлен до 10 ноября текущего года.
С 12 мая по 6 июня с материалами следствия ознакомились все потерпевшие. Как сообщил РИА Новости старший следователь-криминалист следственного управления СКР по Татарстану, руководитель следственной группы по «Булгарии» Айдар Галиев, по закону следствие предоставило потерпевшим для ознакомления все тома, но они больше акцентировали внимание на своих показаниях, показаниях обвиняемых и криминалистических экспертизах.
Собеседник агентства сообщил, что с момента кораблекрушения проведены сотни допросов и сложнейших экспертиз, в том числе 201 экспертиза по потерпевшим и погибшим.
По словам руководителя следственной группы, к катастрофе привела совокупность многих факторов – неблагоприятные погодные условия, неудовлетворительное техническое состояние судна, а также неправильные действия членов экипажа.
«Что касается действий экипажа, то это вообще полный ноль – отсутствие каких-либо действий при отсутствии какого-либо расписания тревог, согласно которому каждый должен четко выполнять стоящие перед ним задачи во время чрезвычайных ситуаций. На «Булгарии»... был полный бардак – людей брали просто с улицы, по объявлениям, необученных», – подчеркнул он.
Как отметил Галиев, в ходе допросов члены экипажа показывали, что не знают, что делать в подобных ситуациях, они были элементарно не обучены.
По данным следствия, с членами экипажа не только не проводили инструктаж, не разъясняли людям при приеме на работу их должностные обязанности, они вообще нигде не расписывались, глава компании-субарендатора «Булгарии» Инякина в большей части ни с одним из них вообще не заключила трудового договора. А капитан судна Островский был таким же нанятым человеком, как и другие члены экипажа, и не имел права заключать такие договоры.
По информации собеседника агентства, из всего экипажа (36 человек) квалификационные свидетельства, обязательные при приеме на работу на речном транспорте, имели всего пять-шесть человек, включая троих членов экипажа, которым было предъявлено обвинение.
Корыто, а не судно
По мнению следствия, состояние дизель-электрохода «Булгария» изначально не позволяло выпускать его в плавание.
Еще в марте-апреле, когда «Булгария» стояла в Перми, готовясь к навигации, у судна, по данным следствия, были просрочены документы, был выявлен ряд технических нарушений. Владельцы судна сделали косметический, поверхностный ремонт, но нарушений не устранили. И в таком состоянии выпускать судно в рейс никто не имел права.
Ранее в ходе судебных заседаний Галиев заявлял, что Ивашов в силу занимаемой должности, действуя из корыстной заинтересованности, используя свои служебные полномочия вопреки интересам службы, оформил сертификат № КФ 02/14-0191 на капитально отремонтированный дизель, датированный 14 июня 2011 года. Кроме того, Ивашов, по данным следствия, в период 14-15 июня 2011 года неправомерно изготовил, собственноручно подписал и выдал капитану судна Островскому акты внеочередного освидетельствования судна и ежегодного освидетельствования судна. Так же, как полагает следствие, Ивашов в период 14-15 июня неправомерно продлил срок действия пассажирского свидетельства от 20 апреля 2010 года и свидетельства о предотвращении загрязнения атмосферы от 24 мая 2010 года.