«Образ Путина угасает устойчиво и необратимо»
Привлекательность Владимира Путина угасает, и этот процесс необратим. Так решили социологи аналитического «Левада-центра», сопоставив результаты многолетних опросов.
По рейтингам доверия президент Путин по-прежнему остается самым популярным политиком страны, как это фиксируют все ведущие социологические службы страны. Но устойчивые настроения общества социологи выявляют не через «лобовые» вопросы вроде «Кому из политиков доверяете?» или «За кого будете голосовать?». На такие вопросы каждый «лояльный человек всегда держит в голове «правильный» ответ», пояснил «Коммерсанту» директор «Левада-центра» Лев Гудков.
Есть вопросы, не касающиеся политики, отвечая на которые, респонденты не подбирают «правильных ответов». Один из таких вопросов: «Каковы, на ваш взгляд, сильные стороны Владимира Путина?» Его «Левада-центр» регулярно задает с 2000 года. В конце апреля 2012 года социологи выявили, что оценка почти всех «сильных сторон» господина Путина вернулась на первоначальный уровень 2000 года, испытав пик в 2008 году.
Это означает, что в массовом сознании привлекательность «образа Путина угасает устойчиво и необратимо», считает господин Гудков. К примеру, «деловым» господина Путина в его третий президентский срок считают 39% россиян. Тогда как в первый срок (с 2000 года) деловые качества выделили 49%, а к концу второго - 62% граждан. «Образованность» отмечают 28%, на старте карьеры это отмечали 23%, на пике - 52%. Такое качество, как «интеллигентность», тоже вернулось на уровень «нулевого»: в 2000-м было 19%, сейчас 18%, в 2008 году - 43%. Теряют привлекательность даже главнейшие качества – «сильный, волевой, мужественный», на которых всегда держался имидж господина Путина. Сейчас им придают значение 18% опрошенных. 12 лет назад было 25%, четыре года назад - 34%.
Девальвация всех качеств еще не означает, что общество разочаровано во Владимире Путина. Но директор «Левада-центра» уверен, что образ «мощного всевластного правителя медленно размывается». Более того, фигура Путина «перестала восприниматься безальтернативной». Какой-либо новой фигуры массовое сознание пока не ищет, но «прежняя совершенно очевидно стала надоедать». И процесс этот «необратим», уверен господин Гудков. В многолетних наблюдениях «Левада-центра» за карьерами иных политиков пока не было случаев, когда кто-либо из деятелей, утратив популярность, смог достичь пика повторно.
Полная перезагрузка
Чтобы вернуть популярность, потребуется «перезагрузка образа Путина», - заявил «Коммерсанту» гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. «Президент должен попасть в массовое настроение», которое сейчас, по его мнению, сводится к тезису «больше справедливости, больше демократии».
Чтобы соответствовать общественному запросу на справедливость, господин Путин должен «повести борьбу с коррупционерами в ближнем окружении, «раскулачить» олигархов и провести полномасштабную судебную реформу». Кроме того, Путин может укрепить популярность, если обеспечит кадровый рывок возрастному «поколению 35-плюс», ведь сейчас он управляет страной с помощью «поколения 50-плюс», а, значит, только детям этого поколения и гарантированы «карьерные лифты». В экономике президент должен ставить на интересы малого и среднего бизнеса. А в политических вопросах он «должен стать большим либералом, чем Медведев». «Вероятность перезагрузки мала, но возможна», - считает господин Минченко.