Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Президентские выборы обозначили существование «двух Россий»

Политолог, глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский прогнозирует усиление протестной активности в России.

«Несомненно, протестная активность будет постепенно разрастаться. Важно, чтобы появилось что-то кроме уличной активности. На улицах судьбы страны решаться не могут», - сказал он «Интерфаксу».

«Интересно, что в городах, начиная с Москвы, на второе место выходит Прохоров. Это новое явление. Голосовавшие за Прохорова - это голосовавшие осознанно не «за» Путина. Перед нами - временно, я надеюсь, расколовшаяся Россия. Ее очень большая часть, живущая в городах, не примет результаты этих выборов, какими бы они не были. Будущее зависит от того, смогут ли договориться Россия «за» Путина и Россия не «за» Путина. Вопрос в том, смогут ли они найти общий язык, сегодня его нет», - сказал Павловский.

Глеб Павловский призывает говорить не столько о прозрачности прошедших выборов, сколько задуматься о том, что будет дальше. «Надо думать о том, что будет после пятого. Я бы сказал так: смертельно раненая система доползла, издыхая, до 4 марта, и по пути передавила все, что только можно. Но дальше она ведь будет, бедная, умирать. И надо к этому приготовиться чем-то кроме того, чтобы корчить рожи», - отметил политолог в интервью «Коммерсант FM».

Между Поклонной и Болотной

Политолог Леонид Радзиховский также подчеркивает, что в стране обозначилось разделение общества по политическим пристрастиям. «Сейчас граница между «двумя Россиями», «поклонной»/«болотной» проходит довольно четко. Все соцопросы показывают, что «за» власть прежде всего: дотационные полуфеодальные «национальные республики», бюджетники, женщины (в основном, кому за 40). Классический аполитично-инерционный избиратель, ТВ-зритель. Их программа проста – «только б не было войны», «мириться лучше со знакомым злом, чем бегством к незнакомому стремиться». «Против» (или, по крайней мере, много критичнее относятся к власти): «чисто русские» области, особенно крупные города, люди свободных профессий, молодежь, мужчины до 40. Типичный политизированно-активный интернет-пользователь весьма разных взглядов - от националистов до западников. Вот такая ситуация: власть оказывается в социальном арьегарде общества, противостоит авангарду. Политический вектор - против вектора социального. В ХХI-скором положение опасное», - пишет Радзиховский в своей статье для «Российской газеты».

По его мнению, в такой ситуации Владимир Путин не должен «усугублять». «Не надо «завинчивать гайки», сжимать уже достигнутые границы свободы слова, «навинчивать восторг» по отношению к власти, воевать с «иностранными консультантами, профессорами и шпионами». Словом, не выстраивать пиар-границу между двумя Россиями, с погранстолбами, ТВ-овчарками, распаханной полосой и т.д., не зарываться головой в «имперски-советскую подушку» и т.д. В общем, не бросать бумеранги, не подкладывать кнопки под свое сиденье. Не надо самим нагнетать напряжение в Системе, плотно садиться на пружину. «Стереть различия» между двумя Россиями невозможно, но можно делать Систему более открытой и снижать внутреннее давление в ней», - уверен политолог.

Путин поставит на место тех, «кто зарвался»

Но первые заявления Путина после победы пока не дают оснований надеяться на возможность компромисса с его стороны. Власть продолжает противопоставлять тех, кто за Путина, с теми, кто против.

В ночь на понедельник Путин провел телемост с рабочими «Уралвагонзавода». Путин похвалил рабочих «Уралвагонзавода» за то, как «быстро они освоили работу со СМИ, сложную вещь политической полемики». «Поставили на место людей, которые зарвались, и не позволили оскорблять рабочего человека... Вы выше на голову выше любого бездельника, любого болтуна», – отметил премьер.

Именно рабочие «Уралвагонзавода» изъявляли желание подъехать в Москву и разогнать оппозиционные митинги.

Полная версия