Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

Явлинский: «Система Путина нереформируема, ее можно только заменить»

Российский политик Григорий Явлинский считает, что стране нужен новый президент.

«Понедельничные» статьи Путина призваны были показать, что у него есть программа, как все изменить и улучшить. А получилось наоборот – из его предвыборных статей видно, как он будет улучшать и изменять не нашу жизнь, а свою систему – ту, которая есть сейчас. Тех, кому все это надоело, гораздо больше тех, кто выходит на митинги и марши протеста. Большая часть таких людей пока еще никуда не выходит. Часть даже голосует за Путина – из представления о нем, как «меньшем зле». Но это не значит, что они его поддерживают, – пишет Явлинский в своей статье для «Московского Комсомольца». – Поддержка – это то, на что можно опереться. А молчаливая покорность – не опора. Она как трава на болоте – по виду лужайка, а попробуй ступить – провалишься и не выберешься. В этом не только недоверие персонально Путину. В этом глубинный запрос на альтернативу – на стратегию, на программу, в которую можно поверить, в которую можно вложить свою надежду. Проблема Путина и всей нынешней власти в том, что они такую программу не предлагают. Вместо «дорожной карты» движения России по XXI веку в статьях Путина предлагается расценивать как достижение существующую систему, которую можно будет как-то подремонтировать, где-то подлатать. Это попытка «продать» избирателям сегодняшний день как «стабильность». А она перестает быть ценностью. Не потому, что люди хотят приключений и потрясений. Просто им уже понятно, что у того, что есть сейчас, нет будущего. Альтернатива нужна потому, что даже то, что предлагает Путин, нельзя сделать в системе, которую он хочет сохранить. Система Путина нереформируема, ее можно только заменить».

Альтернатива Явлинского

«Суть альтернативы, которую я предлагаю, ради которой я выходил на президентские выборы, в том, что закон должен быть одинаковым для всех, суд – независимым, а собственность – неприкосновенной, чтобы руководство страны сменялось, чтобы политическая система в стране изменилась кардинально – чтобы были честные выборы, трехпроцентный барьер, свободные СМИ, общественное телевидение, чтобы правительство было подотчетным, а бизнес прозрачным, чтобы люди почувствовали свою причастность к происходящему в стране и поверили в свои силы, знали, что это ИХ государство, ими формируемое и на них работающее, – отмечает оппозиционный политик. – Когда люди не чувствуют, не видят справедливости и свободы для себя и своей семьи – нельзя ждать, что они создадут экономику знаний. В «шарашках» можно создать ядерную бомбу, но нельзя решать задачи постиндустриальной экономики и сделать страну удобной для жизни людей. Я считаю, что без создания в России современной европейской демократии настоящая модернизация общества невозможна. Суть моей экономической программы – это не сегодняшний бесконечный распил и ручное манипулирование бизнес-группировками».

Далее Явлинский рассказывает о своей программе «Земля-дома-дороги», предполагающей бесплатную раздачу людям земельных участков, на которых они будут строить себе собственные дома.

«А строить к этим домам дороги, проводить электричество и газ будет государство. И дешевые кредиты на строительство людям тоже будет давать государство. Эта программа потребует новых рабочих мест во всех секторах. Она изменит облик нашей страны. Вместо сжимания России вокруг нескольких крупных городов и нефтегазовых месторождений она даст возможность освоения огромных территорий, – считает Явлинский. – Ничего подобного у Путина нет. Сути экономики его программа не затрагивает. Реальных проблем: зависимости бизнеса от власти, воровства и коррупции, произвола силовиков из-за нелегитимности в глазах огромной части общества частной собственности, вывода денег за рубеж и нехватки инвестиций, невостребованности людей в этой экономической системе, отсутствия у них перспектив – программа Путина не решает».

Голосование против всех

Григорий Явлинский уверен, что начать менять систему сможет только человек, минимально с нею связанный. «Таких в списке нет. Так сделано сознательно, чтобы снять вопрос о смене системы, об альтернативе с повестки дня выборов. Это значит, что политического выбора у нас нет. Я проголосую против всех - приду на выборы и вычеркну всех кандидатов, а также поставлю галочки во всех квадратиках. Да, это будет означать, что бюллетень недействителен. Если будут надежные наблюдатели, то по числу недействительных бюллетеней можно будет определить, сколько избирателей проголосовали против всех. Обществу это было бы полезно знать», – говорится в статье.

Отдельно Явлинский останавливается на фигуре Прохорова. «Вам придумали и вставили в избирательную кампанию «новое лицо Путина» – Михаила Прохорова. Что тут скажешь? Прохоров оказался на выборах по просьбе-поручению Владимира Путина. Но это не главное. Почему я за него не проголосую – потому, что он представляет собой важнейший элемент нынешней прогнившей политической системы – олигархию. То есть он человек, получивший свое богатство от власти, просто потому что оказался рядом с людьми из власти во время криминальных залоговых аукционов. Прохоров знает, что участвовал в политическом и экономическом преступлении, но с энтузиазмом пользуется его плодами», – считает Явлинский.

В ослаблении страны виновата сама власть

«Людям, которые ходят на митинги из-за фальсификаций, предъявляют претензии: дескать, они участвуют в «раскачивании лодки», что ведет к «оранжевой революции», инспирированной мировой закулисой, стремящейся ослабить Россию. Не митинги ослабляют страну, а сама власть быстро слабеет в последние годы. Она не может выполнять даже те задачи, которые сама перед собой ставит. И происходит это вовсе не от испуга перед протестующими гражданами – как раз в этом отношении растерянность, которая действительно наблюдалась в декабре, сменилась определенной мобилизацией. Речь о другом: заложенные в российскую политическую систему угрозы (коррупция, лживость власти, бесконтрольность, слияние власти с бизнесом) начали переходить в новое, определяющее качество – и этот процесс набирает ход. Это становится мощной силой исторических обстоятельств, – пишет Явлинский. – Среди населения (не только тех пяти процентов, которые составляет прозападно настроенная часть интеллигенции и бизнесменов, которые и сегодня представляются властью как ее единственные противники, а среди большей части населения) растет недоверие к власти и, что хуже, к государственным институтам. Люди не верят правительству, не верят судам, прокуратуре, полиции, фискальным органам – вот что является угрозой для единства страны. Бизнес не верит в стратегическую перспективу: капитал реально утекает, долгосрочные инвестиции не делаются, если только это не государственные деньги, крупные частные предприниматели фактически сворачивают свою активность в России. Административная элита ощущает враждебное к себе отношение и неспособность власти защитить ее безопасность – как безопасность собственности, так и личную. И это тоже опасно, поскольку в случае ее массового скрытого саботажа некому будет выполнять элементарные государственные функции».

Отстаивать свои права шаг за шагом

«Ясно, что президентом будет избран Владимир Путин. Если говорить о том, что будет после выборов, я уверен - главное только начинается! Когда президентские выборы пройдут, у некоторых людей может появиться ощущение, что все было напрасно, поскольку наши требования не реализованы, а впереди еще как минимум шесть лет. Но неверие в собственные силы непростительно. Осмысленное и честное участие в президентских выборах, контроль над ними – вот первый шаг. Массовые митинги с требованием городских референдумов о возвращении прямых выборов мэров и переизбрании законодательных органов – шаг второй», – отмечается в статье.

В перспективе Явлинский предлагает сделать Россию парламентской демократией, созвав для этого Учредительное собрание. «Учредительное собрание наконец-то объединит общество и на основе общественного согласия создаст новые государственные институты, устанавливающие преемственность современной России с Российским государством до большевистского переворота и разгона Учредительного собрания 1918 года. Учредительное собрание должно было стать ключевым элементом перехода Российского государства от самодержавной легитимности к демократической. Этот переход был сорван. Большевистская диктатура прервала сложный, но естественный и исторически обусловленный процесс формирования легитимной парламентской демократии в России. России надо дать возможность вернуться на естественный для нее европейский путь развития цивилизации, к европейской модели парламентской демократии. В текущем десятилетии сделать это сможет только Учредительное собрание, представляющее все значимые политические и общественные силы, все регионы и социальные группы нашей большой страны», – резюмирует Явлинский.

Полная версия