Глава ВТБ Андрей Костин в своей статье рассказал, почему он поддерживает Владимира Путина, как относится к требованиям оппозиции и каких изменений ожидает от власти.
«Сегодня избрание Владимира Путина президентом практически гарантировано. В данном списке кандидатов (и вообще среди известных политиков) серьезных соперников у него нет. Но это совершенно не значит, что у Владимира Владимировича нет персональных и политических вызовов. Они есть, крайне серьезные, и лежат вовсе не в избирательных урнах, - пишет Костин в своей статье для газеты «Коммерсант». - Владимир Путин в личном плане столкнулся с тяжелым вызовом. Он очень долго правит. Как бы ни называлась его должность, но практически он руководит страной 12 лет. И впереди у него новый срок. Это очень много. Для открытого общества в XXI веке это - громадный срок. «Штанга годов» становится все тяжелее - но он опять за нее берется. Нет сомнений, что он ее поднимет в марте, но вопрос в том, каким образом он будет ее удерживать долгие шесть лет. В значительной мере ВВП – «раб на галерах», прикованный к существующей Системе. Конечно, Владимир Путин сам несет долю ответственности за это, но неверно, что эта Система возникла лишь в нулевые. Она - продолжение всей нашей политической истории, где были монархи, вожди, перевороты, бунты и революции, но никогда не было ни публичной политической конкуренции, ни республики, ни спокойной, регулярной смены руководства путем выборов. Но эта культура вступает в противоречие с сегодняшним настроением части российского общества. И в этом — заслуга Владимира Путина и вызов Владимиру Путину. Это «при Путине» возник массовый средний класс. И, как часто бывает, этот же средний класс кроме благодарности (а то и вместо благодарности) к премьеру испытывает и раздражение».
По мнению банкира, российскому премьеру удалось достаточно адекватно отреагировать на этот вызов. «Ответ прост - не «бороться» с этими людьми, а слушать их, хоть они и не составляют большинства. Максимально расширить политические свободы. И не только для того, чтобы только «выпустить пар», а чтобы люди могли сами от «подросткового негативизма» перейти к каким-то более осмысленным идеям. Пусть в условиях свободы попробуют не только кричать «путинуходи», но и вести дискуссию и даже думать. Пусть люди, сами себя назвавшие «креативным классом», поищут реальные варианты, реальные альтернативы. Не к этим, так к следующим выборам... Именно на это направлены предложения, уже озвученные Дмитрием Медведевым в ходе его президентского послания: выборность губернаторов, упрощение порядка регистрации политических партий, создание Общественного телевидения. Но это лишь начало. Политические реформы должны пойти дальше, вплоть до создания стабильной саморегулирующейся партийной системы, настоящего гражданского общества. Для этого потребуются большая политическая воля и смелость».
Как считает Андрей Костин, у «Владимира Путина есть два тактических хода, чтобы укрепить свои политические позиции на предстоящий шестилетний срок. Первое - серьезно обновить команду. Его высокая личная порядочность, «физиологическая неспособность» сдавать «своих» вошли в поговорку. Но эта черта может быть и силой, и слабостью. Сейчас совершенно очевидно, что обновление команды - неизбежно. Речь не идет о тотальной чистке. Но уставшее от неподвижности общество требует новых лиц. Тот самый средний класс настаивает, чтобы поехали социальные лифты. Эта претензия посерьезнее, чем «подсчет голосов». А раз лифты поедут, то не пускать их выше нижних этажей - невозможно. Стране необходимо усиление социальной мобильности. А значит, и ускоренная циркуляция элит. Снизу доверху.
Есть и другой ход - объявить в любое время после победы 4 марта, что он не будет баллотироваться на новый президентский срок и что именно в ближайшую шестилетку намерен осуществить основной комплекс политических и экономических реформ. Так что запас прочности, равно как и возможность политического маневра, у Владимира Путина имеется».
Андрей Костин отмечает, что Путину нужно идти не только на политические реформы. «Чтобы сохранять стабильность внутри страны - надо менять экономику, надо двигаться вперед. Необходимо завершить начатые структурные реформы. Пенсионная система. Медицина и образование. Энергетика. ЖКХ. Естественные монополии. Резко сократить роль государства в экономике, приватизировать госкомпании и ряд госкорпораций. Надо повысить эффективность государственного регулирования рыночной экономики. Надо наконец решить проблему дешевого муниципального жилья. Развить транспортную и иную инфраструктуру, в том числе за счет государственно-частного партнерства. Либерализовать доступ иностранных инвесторов на российский рынок, неважно - европейцев, арабов или китайцев. Начать реальную работу по сокращению коррупции. Все это придется делать, не отказываясь от макростабильности, а значит, и определенного ограничения государственных расходов, - пишет Костин. – Сегодня России необходима легитимная власть, опирающаяся на честные выборы. Несомненным фаворитом выборов является Владимир Путин. Значит, ему и брать на себя ответственность за будущее России. Сегодня стране необходима свобода - она снижает внутреннее напряжение в Системе. За последнее время сделаны шаги в этом направлении, но нужно сделать больше. Сегодня нам необходима не популистская экономическая тактика, а серьезная социально-экономическая стратегия. Надеюсь, что такой и будет политика нового президента и правительства».