Российская подлодка «Нерпа» превратилась в индийскую «Чакру»
Торжественная церемония передачи российской атомной подводной лодки (АПЛ) «Нерпа» в лизинг военно-морским силам (ВМС) Индии прошла 23 января в городе Большой Камень Приморского края.
После официальной речи посла Индии в России Аджая Малхотры над субмариной был поднят флаг индийских ВМС, сообщает РИА PrimaMedia.
В завершение церемонии с рубки субмарины сняли покрывало, которое скрывало новое название – «Чакра», затем над лодкой подняли флаг ВМС Индии. Таким образом завершился процесс передачи российской подлодки в лизинг индийской стороне, который длился несколько лет.
Согласно контракту, АПЛ «Нерпа» передается в лизинг Военно-морским силам Индии на десять лет. Стоимость контракта – более 900 млн долларов.
Трагическая судьба подлодки
Летом 2006 года на стапеле Амурского судостроительного завода (Комсомольск-на-Амуре) завершилось строительство многоцелевой атомной подводной лодки третьего поколения К-152 «Нерпа», субмарина была спущена на воду. Ее создание растянулось на 20 лет из-за недофинансирования. Теперь ее ждали дооборудование и достройка у причала и ходовые испытания. На Тихоокеанском флоте лодку ждали к февралю 2007 года.
Однако свое первое погружение субмарина совершила только в октябре 2008 года. Индийские СМИ сообщали, что завершить замороженное строительство подлодки позволил заключенный с Индией контракт на передачу «Нерпы» в аренду на десять лет за 650 млн долларов.
И хотя российские официальные власти категорически опровергали эту информацию, уже в ноябре появилось сообщение, что команда из 40 военнослужащих индийских ВМС несколькими группами отправится во Владивосток для прохождения тренировки на борту «Нерпы».
8 ноября во время ходовых испытаний на АПЛ «Нерпа» в Японском море произошло чрезвычайное происшествие, повлекшее за собой гибель людей. В результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения в отсеки лодки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ находились 208 человек.
Расследование причин трагедии длилось до весны 2011 года. Из обвинительного заключения, обнародованного 30 марта, следовало, что ответственность за аварию лежит на командире АПЛ «Нерпа» капитане 1 ранга Дмитрии Лаврентьеве и трюмном машинисте лодки старшине 2 статьи Дмитрии Гробове. Последний без команды привел в действие систему пожаротушения «ЛОХ», из-за чего отсеки субмарины заполнились ядовитым фреоном. В результате 20 человек погибли от асфиксии. Командира обвинили в том, что он не подготовил экипаж к действиям за живучесть лодки и отдал приказ выходить в море.
Судебный процесс по факту аварии на АПЛ «Нерпа» начался во Владивостоке 25 апреля и завершился 14 октября 2011 года. Вердикт присяжных и приговор судьи: командир и машинист не виновны. Шокированы пострадавшие и родственники погибших – виновные трагедии так и не установлены.