В эфир вышла первая серия фильма о российском премьере
Британская вещательная корпорация Би-би-си начала показ четырехсерийного документального фильма «Путин, Россия и Запад» (Putin, Russia and the West), в первой серии которого рассказано о сближении России и Запада на фоне угрозы международного терроризма и о ситуации вокруг нефтяной компании ЮКОС.
Иванов, занимавший ранее пост министра обороны, рассказал, что российская сторона, давая «добро» на использование военных баз в республиках Средней Азии в рамках начинавшейся операции против режима талибов в Афганистане, надеялась получить выгоду за счет того, что американцы уничтожат лагеря, где велась подготовка террористов, в том числе из России, или захватят этих террористов в плен и передадут России, сообщает РИА Новости.
Москва, по словам Иванова, тогда же отвергла призыв талибов вместе бороться против натовского вторжения. «Через несколько дней (после начала операции в октябре 2001 года) представители талибов вышли на контакт с нашими пограничниками на границе Таджикистана и Афганистана... Они предлагали «Талибану» и России объединиться в борьбе с американской угрозой. Был такой подход, был такой approach, было такое предложение, которое мы отвергли всемирно известным англоязычным жестом F*** off», - образно выразился политик.
Бизнесмены забоялись
Первая часть фильма в значительной степени посвящена отношениям государства и бизнеса в России начала 2000-х годов. «Крупные нефтяные компании подкупали депутатов, давая нам понять, что серьезного повышения налогов на нефть не произойдет», - рассказал в интервью экс-министр финансов России Алексей Кудрин (2000-2011).
Ходорковский, возглавлявший тогда ЮКОС, в свою очередь, признался, что нарушать закон не намеревался, но если в законе были лазейки, он ими пользовался.
Поворотным моментом в отношениях Кремля и Ходорковского, по мнению создателей фильма, стало выступление последнего на встрече госруководства с владельцами и менеджерами крупного бизнеса в феврале 2003 года, где Ходорковский выступил с резкими заявлениями об уровне коррупции в стране и недвусмысленно намекнул на непрозрачность государственных компаний, в том числе «Роснефти».
«Все от страха поприседали, чуть ли не под стол залезали», - так прокомментировал реакцию участников встречи на выступление Ходорковского тогдашний премьер Михаил Касьянов (2000-2004). По его словам, президент тогда выступил в защиту «Роснефти», обосновав это необходимостью госкомпании наращивать активы и резервы.
Впоследствии к «Роснефти» отошли активы ЮКОСа, обанкротившегося после ареста Ходорковского осенью 2003 года.