Вслед за пожаром на подводном ракетном крейсере К-84 «Екатеринбург» на Северном флоте случилось еще одно опасное чрезвычайное происшествие.
Как выяснил «Коммерсант», 14 января на 10-м судоремонтном заводе в Александровске во время технической обработки механизмов четвертого отсека атомной подлодки «Гепард» произошло возгорание спиртовых паров. Система пожаротушения сработала автоматически, человеческих жертв удалось избежать, но нанесенный субмарине урон пока еще только подсчитывают.
О том, что инцидент с лодкой «Гепард» произошел в субботу, рассказал источник издания в судостроительной отрасли. По его словам, на 10-м судоремонтном заводе подлодка проходила технический осмотр. «Гражданским специалистам был дан ряд заданий, одним из которых являлась очистка спиртом отдельных агрегатов подлодки, - говорит собеседник газеты. - Инцидент случился в четвертом отсеке, когда рабочие проводили обработку и чистку обратимого преобразователя. Освещение проводилось при помощи переносной лампы. По случайности, один из рабочих выронил ее из рук, она разбилась. Это привело к объемному воспламенению паров спирта, вследствие чего сработала система пожаротушения».
По сведениям «Коммерсанта», главное военное следственное управление по Мурманской области уже провело по факту возгорания проверку и пришло к выводам, что оно произошло по вине гражданского работника, а не военнослужащего. В связи с этим обстоятельством собственную проверку начнет следственный комитет, который впоследствии может возбудить дело по ст. 347 УК РФ «Уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности».
Версию о возгорании четвертого отсека подтвердил источник издания в Министерстве обороны. По его словам, масштабного распространения огня удалось избежать только потому, что дважды срабатывала фреоновая противопожарная система ЛОХ (лодочная объемная химзащита). При этом оснащению лодки, связанному с возможностью утечки радиации, огонь повреждений не нанес. Не пострадали и люди, которые находились в тот момент на подлодке. Но до сих пор не исключен вариант негативного воздействия на обратимый преобразователь АПЛ. Он служит для аварийного питания энергозависимых устройств с небольшими токами потребления от резервного источника при падении напряжения. Непонятным остается и то, сколько времени потребуется на устранение фреонового выброса системы пожаротушения в отсеке.
Официально ситуацию не подтверждают ни в пресс-службе Северного флота, ни в пресс-службе регионального отделения МЧС по Мурманской области, ни в пресс-службе 10-го судоремонтного завода.
Напомним, это уже второе за последний месяц происшествие, связанное и с подводными лодками, и с Северным флотом. В конце декабря прошлого года при выполнении планового ремонта ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-84 «Екатеринбург» возник пожар. По предварительным данным, причиной возгорания стало попадание искры на деревянные строительные леса, пламя с которых перекинулось на резиновое покрытие внешнего корпуса АПЛ. В результате подлодке был нанесен ощутимый ущерб - из строя был выведен гидроакустический комплекс (см. "Ъ" от 11 января). При этом военная прокуратура Северного флота выявила признаки должностных преступлений при проведении ремонта.