Эксперт не верит, что в падении «Фобос-Грунта» виноваты враждебные силы
Во вторник руководитель российского космического ведомства Владимир Поповкин высказал предположение, что участившиеся аварии с российскими космическими аппаратами могли быть вызваны посторонним вмешательством. Эксперты с этим мнением не согласны.
«Сегодня нет ясности, почему не запустилась двигательная установка «Фобос-Грунта», – сказал глава Роскосмоса. – Непонятны также частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной Земли – там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию».
По словам Владимира Поповкина, «есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать».
Глава Роскосмоса не стал вдаваться в подробности относительно того, что это за средства и известны ли какие-либо реальные факты подобного воздействия на российские космические аппараты.
Пресс-служба ведомства ответила отказом на просьбу Би-би-си уточнить, о каком именно воздействии идет речь.
В Центре управления полетами (ЦУП) Русской службе Би-би-си подтвердили, что российские средства слежения в настоящий момент не позволяют поддерживать постоянную прямую связь с космическими аппаратами и приходится пользоваться чужими ретрансляционным сетями.
По словам представителя ЦУП, сейчас идут работы по созданию собственной сети ретрансляционных спутников. Первый из трех необходимых для этого аппаратов был запущен в декабре прошлого года.
«Потенциально повлиять на спутники могли бы Европа, Америка и Китай, - размышляет над заявлениями главы Роскосмоса независимый эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич. - Но когда наши аппараты находятся над Европой или Китаем, мы их контролируем. Значит, остается только Америка, и это очень удручает».
По словам Лукашевича, проблема российской космонавтики - не в некоем враге, который ей мешает: «Иначе как объяснить то, что «Прогресс» даже не долетел до орбиты, или упавший «Меридиан»? Если посмотреть на «Фобос-грунт», то его наиболее критические моменты тоже происходили не над территорией Америки».
Эксперт считает, что слова главы Роскосмоса имеют сугубо политическую подоплеку. С его точки зрения, подобные заявления Поповкина свидетельствуют об изменении вектора российской внешней политики. Лукашевич связывает это с грядущими президентскими выборами, по результатам которых Владимир Путин рассчитывает вернуться в президентское кресло. «Путин скорее ястреб, чем голубь, соответственно, происходит некая милитаризация всех областей жизни. Далее, у нас прорезалась оппозиция, и нам необходим образ внешнего врага. Значит возникает спрос на политиков национально-патриотической направленности. На это может указывать то, что курировать военно-космическую отрасль сейчас поставили «ястреба» Дмитрия Рогозина», - рассуждает Лукашевич.
По его мнению, Поповкин не такой человек, который может заявить что-то, не подумав: «Как человек информированный он понимает реальные причины происходящего. До назначения Рогозина он четко заявлял: у нас есть системный кризис в отрасли. И это объясняет все наши проблемы. А сейчас мы начинаем искать некоего внешнего врага. Медведев, который сделал политическое харакири, уходит, ему на смену идет человек, который несет уже другую идеологию, которую выражает как он, так и его окружение. И Поповкину, назначенному еще при Медведеве, так же как и другим чиновникам такого уровня, необходимо как бы присягнуть новым людям, идущим во власть, сказать: я свой, я думаю, как вы, и если вы хотите искать врага, я готов вам в этом помогать».
Лукашевич обращает внимание на то, что на практике предполагаемые манипуляции с российскими космическими аппаратами не имеют ни малейшего смысла с любой точки зрения. «Я считаю, что это просто глупость. Зачем? Чтобы наш «Фобос» никуда не улетел? Вот, он не улетел и сейчас проблемы у всех - куда он теперь упадет? Америка от этого ничего не выигрывает. Доказать, что она это может, она могла бы на своих собственных спутниках. Свои средства противокосмической обороны есть у Китая и у Америки. Но Китай испытывает их на своих спутниках, а Америка - на своих. Строить козни чужим космическим аппаратам - совершенно бессмысленно, это просто никому не нужно», - заключает эксперт.
В 2011 году российскую космическую отрасль преследовала целая серия аварий и неудач. Из 34-х пусков пять закончились потерями космических аппаратов.
При этом Китай за последние годы терял свой спутник всего один раз – в 2004 году. Получается, что на космическую программу этой страны никакие «враждебные» силы» не влияют.