Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Явлинский обвинил элиту в серости, послушности и бессмысленности

Лидер предвыборного списка «Яблока» Григорий Явлинский считает, что российская элита живет по принципу «ресторан, такси, девочки».

«Сегодня умами вместо интеллигенции управляет так называемый средний класс. А нынешний средний класс – это средний класс страны периферийного капитализма, продукт перераспределения доходов от нефти и газа. Проблема в том, что базовая формула этого среднего класса, если говорить совсем грубо, это – «ресторан, такси, девочки». Эти люди по большей части представляют сферу обслуживания, это – не врачи и не учителя, не научные работники и не инженеры, - заявил Григорий Явлинский в интервью «Московским новостям». – Это - либо офисный планктон, либо вот те самые «ресторан, такси, девочки», которые их обслуживают. А сегодняшние учителя и врачи – по условиям своей жизни и по месту в обществе перестали занимать то место, которое должна занимать интеллигенция в современном российском обществе. Интеллигенция всегда занимала особое место, была противовесом номенклатуры. Сегодня же интеллигенция вытесняется сразу несколькими потоками. С одной стороны, это так называемая «элита», которая на самом деле никакая не элита. Современная российская элита – она же вся назначенная, а значит это не что иное, как номенклатура. У нас ведь даже миллионеры назначенные, руководители СМИ назначенные, политики назначенные. У сегодняшней элиты-номенклатуры главный принцип – серость, послушность, бессмысленность. А настоящая элита как раз должна быть похожа на интеллигенцию. Но она почти исчезла у нас в середине 90-х».

Основатель «Яблока» уточняет, что элита не столько исчезла, сколько «спряталась в раковину», закрылась от решения реальных проблем. «В середине 90-х случилось вот что: в то время начала появляться современная российская элита. Под элитой я подразумеваю людей профессиональных, хорошо образованных, независимых. Это может быть повар, ученый, журналист, может быть кто угодно. Людей, которые умеют влиять на общество, по крайней мере у них есть такая возможность. Вот такая элита или новая интеллигенция начала появляться в начале 90-х. Но случилась беда. Смысл которой в том, что абсолютное большинство этих людей сознательно обменяло вот это свое положение на огромные деньги (точнее эти деньги казались им тогда огромными), на сомнительную собственность, на еще более сомнительную власть. Они свою свободу разменяли. И процесс этого размена шел по нарастающей. В результате они перестали быть элитой и превратились в современную номенклатуру, независимо от того, где они сейчас работают: на ОРТ, НТВ, Эхо Москвы или администратором в ресторане «Прага». Вот в этом и есть наша сегодняшняя беда», - утверждает Григорий Явлинский.

Политик считает, что одной из основных причин такого поведения стала бедность. «Всю жизнь до этого они жили с колбасой за 2.20, а тут такое. Открылись, как тогда казалось, грандиозные возможности: хорошие дома, дорогие автомобили, поездки за границу, - говорит Явлинский. – Путин и Медведев появились от того, что люди, о которых я говорил, абсолютно сознательно и добровольно отказались от возможности собственного влияния на жизнь страны. Они сделали это вовсе не потому, почему на это пошли их родители в 37-м году».

Биться надо даже за одно место

Григорий Явлинский объективно оценивает возможности своей партии в нынешних политических реалиях. По его мнению, даже одно место в Думе позволит решать множество вопросов. «Даже если в Госдуме будет от «Яблока» один или два человека, демократическая оппозиция сможем пять лет участвовать во всех региональных выборах: муниципальных, городских, на уровне субъекта. Мы сможем задавать вопросы, которые никто больше этой власти не задаст, мы сможем направлять запросы в министерства и ведомства, которые в сегодняшней Думе ни один депутат отправить не отважится. Да один Сергей Митрохин всю Думу наизнанку вывернет! У него и сил и энергии и настойчивости хватит, - отметил Явлинский. – Я верю в то, что рано или поздно закончится советская история и ее послесоветская версия. И постепенно в России начнут строить, создавать современное европейское государство. Потому что я знаю: альтернатива – это исчезновение России как единого государства в 21-м веке. Более того, я просто не могу взять и оставить все это Жириновскому, Зюганову и «Единой России». Таково мое убеждение. Если в России удастся сохранить и реально создать настоящую российскую демократическую партию, то никакие мои другие труды по содержательности и важности с этим сравниться не могут. И не только мои».

Полная версия