Президенту России расскажут, как умирал Сергей Магнитский
13 декабря президенту России Дмитрию Медведеву на заседании Совета по правам человека представят новые документы по делу Сергея Магнитского. Их содержание раскрывает новые подробности этого громкого дела.
«Московскому Комсомольцу» удалось первому увидеть доклад с шокирующими подробностями расправы над Магнитским. Из доклада Общественно-наблюдательной комиссии: «Исходя из обстоятельств содержания заключенного Магнитского, мы пришли к выводу о том, что на него было фактически организовано физическое и психологическое давление. Условия его пребывания в некоторых камерах следует расценивать как унижающие человеческое достоинство».
В июне 2009 г. Сергея Магнитского (который до этого был абсолютно здоровым человеком и на воле не имел даже медицинской карты) стали мучить нестерпимые боли в брюшной полости, он потерял 20 кг веса. В докладе полный пакет документов, из которых видно, что ему был поставлен диагноз - панкреатит и желчекаменная болезнь - и назначена хирургическая операция на 1 августа. Но 25 июля, то есть за неделю до нее, Магнитского внезапно переводят из «Матросской Тишины», при которой есть тюремная больница, в «Бутырку» - СИЗО более строго содержания, где отсутствует госпиталь, а проведение УЗИ и тем более хирургических операций попросту невозможно.
Вот документы, которые все это подтверждают.
Из письма следователя Сильченко начальнику СИЗО «Матросская Тишина» Прокопенко: «Сообщаю, что Магнитского С.Л. целесообразно этапировать в ФБУ ИЗ-77/2 УФСИН России по г. Москве (Бутырка)». В ответ исполняющий обязанности директора ФСИН генерал Петрухин написал: «Разрешается этапировать Магнитского».
СК при МВД заявил о том, что Магнитский никогда не жаловался на здоровье, и они не знали, что он был болен и нуждался в медицинской помощи. Спустя месяц со дня смерти Магнитского - 23 декабря 2009 г. замминистра МВД РФ Алексей Аничин также заявил о том, Магнитский никогда не жаловался на свое здоровье и условия его содержания в СИЗО. На самом деле, только находясь в «Бутырке», Сергей Магнитский и его юристы отправили около двух десятков письменных жалоб в различные государственные инстанции с просьбами оказать ему требуемую медицинскую помощь. Все они до одной в докладе есть. Их можно увидеть. Так же, как и отказы всех ведомств, куда были направлены обращения.
Магнитского «лечили» побоями
16 ноября 2009 года администрация «Бутырки» диагностирует у Магнитского критическое состояние - обострение панкреатита, калькулезного холецистита - и переводит его в «Матросскую Тишину» для госпитализации в экстренном порядке. Но как только Магнитского привозят, его помещают отнюдь не в палату тюремной больницы, а в бокс приемного отделения СИЗО, где охранники его избили. Рапорт о применении наручников и акт, в котором упоминается резиновая дубинка, публикуются впервые.
Состояние Сергея резко ухудшилось. Согласно показаниям врачей «скорой помощи», которые приводятся в докладе общественно-наблюдательной комиссии, они прибыли по вызову в СИЗО «Матросская Тишина» в 20.00, чтобы оказать помощь Магнитскому, но им не разрешили пройти к больному - и они вынуждены были ждать больше часа. В 21.15 врач «скорой» Корнилов был наконец допущен в камеру, где избивали Магнитского, и обнаружил мертвое тело на полу в луже мочи. На запястьях он заметил множественные кровоподтеки от наручников. Корнилов констатировал факт и время смерти. Однако врач «Матросской Тишины» Александра Гаусс все произошедшее увидела в несколько ином свете.
Итак, сверяем по документам показания. Корнилов: Магнитский умер до 21.00, на полу камеры, реанимационные мероприятия не проводились. Гаусс: Магнитский умер в 21.50 на столе реанимационной палаты больницы, были проведены реанимационные мероприятия.
Как бы там ни было, сотрудники «Матросской Тишины» сообщили адвокатам Магнитского, что их подзащитный скончался от панкреонекроза, разрыва поджелудочной железы и токсикологического шока. Но СК при МВД РФ уже к следующему полудню объявил, что причина наступления смерти «острая сердечно-сосудистая недостаточность». А еще пресс-секретарь СК Дудкина сообщила журналистам: признаков насильственной смерти не обнаружено. Фотографии рук и ног Сергея, сделанные в морге, говорят об обратном (их в числе прочего покажут президенту).
Родные дважды (до похорон) просили провести независимую патолого-анатомическую экспертизу. И дважды им отказали.
Хотели завести дело
Есть в докладе еще один важный документ, который никогда и нигде ранее не фигурировал. Следователь СКП по Преображенскому району Москвы Левин составил рапорт о возможном возбуждении уголовного дела по статье «убийство» после изучения собранных материалов. Следователь написал, что, «могут усматриваться данные, указывающие на признаки преступления, предусмотренные ст. 105 УК». Этот документ сохранился в книге сообщений о преступлении. Выходит, что у Левина были основания говорить об убийстве. Но о рапорте Левина «забыли». Более того, несмотря на четыре отдельно поданные родственниками Магнитского заявления с требованием провести уголовное расследование обстоятельств его гибели, российские власти ответили отказом, указывая в ответах, что «никаких нарушений» не было установлено.