Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

За аварии самолетов и спутников посадят их конструкторов

Прервать череду аварий не только на транспорте, например, в авиации, но и в других отраслях экономики должны помочь поправки в законодательство, которые сейчас готовит Торгово-промышленная палата вместе с экспертами и участниками рынков.

Речь идет о давно заведенном в других странах правиле: изобретатели и правообладатели патентов, новых технологий становятся прямыми соучастниками аварий и катастроф. И отвечают за них вплоть до уголовной ответственности. «На этом принципе, кстати, развивалась вся мощная индустрия в СССР. Новую сложную технику в процессе производства и эксплуатации сопровождали авторы и разработчики. Изготавливать ее или проводить ремонт без такого надзора считалось серьезным нарушением. В нынешнем законодательстве эту норму не воспроизвели», – рассказал «Российской газете» заместитель председателя комитета по интеллектуальной собственности ТПП, доктор экономических наук Борис Леонтьев.

Отменили данную норму по финансовым причинам. «За авторский надзор нужно платить, а для производителей и тех, кто эксплуатирует технику, это дополнительные затраты. Поэтому норма авторского надзора стала добровольным волеизъявлением сторон. Договорятся – будет надзор, нет – значит, нет. И что в итоге мы получили? Во-первых, когда изготовитель самолета, вертолета, космического корабля, парохода или колбасы, которая тоже является техническим изделием, отказывается от авторского надзора, то он чаще всего изменяет конструкторскую документацию, проект и само авторское изделие. Автор, как родитель, оторван от своего ребенка, который развивается без него непредсказуемо. Во-вторых, при ремонте техники изношенные детали зачастую заменяют на контрафактные самоделки как более дешевые. В-третьих, без авторского надзора каждое предприятие само себе пишет ТУ (технические условия), по которым оно работает и выпускает продукцию», – говорит Борис Леонтьев.

Специалисты предлагают в срочном порядке внести поправки в законодательство. В результате авторы и правообладатели патентов могут стать юридически ответственными лицами. «Например, в Германии несколько лет назад на полном ходу у поезда развалилась колесная пара. На нее был зарегистрирован патент, по которому она должна обладать достаточным запасом прочности. Но случилась катастрофа, погибли 200 человек. Спустя месяц пожизненный срок получил правообладатель патента, который до этого получал большие вознаграждения от заложенной в его патенте экономии металла», – рассказал Борис Леонтьев.

Полная версия