Новые российские субмарины имеют «сырую» систему управления
Новые «цифровые» подводные лодки проекта 955 «Борей», которые на Севмаше готовятся передать ВМФ, вызывают опасения подводников.
Как рассказал «Известиям» источник в штабе ВМФ, на первых же ходовых испытаниях первого серийного «Борея» – атомной подлодки «Александр Невский» моряки и конструкторы выявили несколько десятков крупных недостатков и несколько тысяч мелких. «Эти цифровые системы настолько «сырые», что с ними просто опасно работать. Количество отказов этой системы на последних ходовых испытаниях превысило несколько сотен. И никто не может дать гарантий, что эта система не откажет в бою», – рассказал изданию представитель ВМФ России.
В то же время высокопоставленный менеджер «Севмаша», построившего и «Невский», и самый первый «Борей» – «Юрий Долгорукий», – заверил «Известия», что все недостатки цифровой системы управления были устранены еще до начала ходовых испытаний. «Если на «Долгоруком» мы эту систему отлаживали четыре месяца, то на «Невском» настроили всего за две недели. На этом этапе, когда идет настройка всех систем лодки, не может быть отказов или неполадок, может быть только несоответствие заданным режимам, которые мы и устраняем в процессе отладки систем», – пояснил представитель «Севмаша».
Он подчеркнул, что «Бореи» стали первыми в истории России подлодками с цифровой системой управления – предыдущие поколения лодок имеют аналоговые. В разработке и изготовлении элементов цифровой системы участвовало несколько десятков предприятий и конструкторских бюро.
Примечательно, что первые ходовые испытания «Александра Невского» прервали для визита на «Севмаш» Владимира Путина. Ожидается, что 9 ноября в его присутствии будет подписано несколько стратегических контрактов между военными и промышленниками, причем часть из них – на постройку «Бореев».
«Александр Невский» – второй по счету корабль проекта «Борей» был заложен на «Севмаше» 19 марта 2004 года по проекту 09550 под наименованием К-550. Согласно первоначальным планам, он должен быть спущен на воду еще год назад и до конца этого войти в состав ВМФ в 2011 году. Общая стоимость создания и строительства головной лодки оценивается примерно в 23 млрд руб. Из них 9 млрд руб. потребовали НИОКР и 14 млрд руб. собственно постройка.