Россия может столкнуться с дефицитом дизтоплива и авиакеросина
Россия может столкнуться со второй волной топливного кризиса, вызванного переходом на более жесткие экологические стандарты. Переход на стандарт «Евро-3» с начала 2011 года к апрелю привел к дефициту бензина, справиться с которым удалось лишь отменой запрета на «Евро-2» и увеличением ставки экспортной пошлины до 90% от пошлины на нефть. К ноябрю та же ситуация может повториться, но уже с зимним дизтопливом и авиакеросином.
Как сообщил «Коммерсанту» один из участников заседаний штаба Минэнерго по контролю за ситуацией на топливном рынке, дефицит дизтоплива в 2012 году может составить 5,5 млн т. Чтобы остановить уже начавшийся рост цен, Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям минимизировать экспорт малосернистого дизтоплива. «Отгрузки дизтоплива с содержанием серы 10 ppm из Приморска, как ожидается, не превысят в ноябре 100 тыс. т по сравнению с 200 тыс. т в октябре и 560 тыс. т в августе этого года, когда ситуация на внутреннем рынке была стабильной. Причина – запрет на реализацию дизтоплива с содержанием серы более 500 ppm в РФ с середины сентября. Не все заводы смогли отказаться от производства такого топлива и были вынуждены экспортировать газойль с содержанием серы 0,1% и 0,2%. Дефицит дизтоплива усугубили также ремонтные работы на НПЗ в сентябре и октября», – говорится в сообщении Argus Media.
Источники «Коммерсанта» в штабе Минэнерго свидетельствуют, что компании не торопятся выполнять «рекомендации» министерства, предусматривающие сокращение экспорта низкосернистого дизтоплива («Евро-2») в пользу внутреннего рынка. Игнорирование подобных требований может заставить Минэнерго пойти на крайние меры вплоть до введения запретительной экспортной пошлины на дизельное топливо. При этом на рынке отмечают: если правительство повысит экспортную пошлину на дизель, это может привести к катастрофе на рынке авиатоплива. Если заблокировать экспорт летнего дизеля (включая высокосернистый Л-0,2-62), который на внутреннем рынке сейчас не востребован, то компании начнут превращать его для внутреннего рынка в зимний добавкой авиакеросина, что может привести и к полному исчезновению керосина с рынка.
О том, что правительство ищет выход из ситуации, свидетельствует ряд противоречивых заявлений, сделанных вчера вице-премьером Игорем Сечиным. Комментируя ситуацию с дефицитом авиакеросина, он напомнил инициативу правительства, предусматривающую создание в аэропортах с грузопотоком более 2 млн пассажиров в год альтернативных топливно-заправочных комплексов (ТЗК), призванных обеспечить конкуренцию и увеличить запасы. Напомним, еще недавно правительство считало основной причиной роста цен на авиакеросин наличие компаний-посредников, владеющих ТЗК. Под давлением правительства собственниками ТЗК стали нефтяные компании, после чего в качестве причины роста цен стала рассматриваться объективная монополизация рынка.