Россия принимает «бюджет неразберихи»
22 октября Госдума примет в первом чтении проект бюджета страны на 2012-2014 год. Этот документ вызывает множество вопросов у специалистов.
«У нас были бюджет упущенных возможностей, бюджет спада, бюджет стагнации, прошлогодний мы называли «бюджетом затягивания в трясину необдуманных решений и провальных реформ». А сейчас перед нами - венец кудринских творений: бюджет, захлебывающийся в дорогостоящих ошибках, количество и масштаб которых уже не могут быть нейтрализованы ростом цен на нефть. Неразбериха - его отличительная черта. Бюджет опять представлен в Госдуму в таком виде, что использовать при его изучении современные компьютерные программы нельзя, и, чтобы понять что-либо, приходится заниматься раскопками буквально вручную. Классификация стала еще более запутанной, расшифровки цифр в самом бюджете нет, - заявила в интервью «Московскому Комсомольцу» член Комитета по бюджету и налогам Госдумы, доктор экономических наук Оксана Дмитриева. – Закрытость расходных статей позволяет в пропагандистских целях манипулировать цифрами, вводя в заблуждение не только рядовых россиян, но и высших должностных лиц. Вот наглядный пример: инновации. Как много хороших слов сказано! Отдельно выделенного функционального раздела «наука» теперь в бюджете нет, и узнать, сколько всего выделяется на эти цели, нельзя. Но, чтобы отвечать вредным людям вроде нас, в аналитической группировке Минфина утверждается, что в 2012 году общие расходы на науку составят 323 млрд. В 2011 году было 228 млрд. Рост аж на 42%! Откуда? Осуществляем раскопки и выясняем: чтобы показать хорошие результаты, к этому разделу просто приписали расходы на космос (75,6 млрд. рублей), которые в прошлом году сюда не входили. Если же говорить о фундаментальной гражданской науке, то здесь сокращение абсолютное: 94% от уровня прошлого года. Приоритетной статьей расходов наука так и не стала».
Большая разница
«Бюджет-2012 - уникальный: в нем изначально планируются и дефицит, и профицит в одном флаконе. В 2010 и 2011 годах так получалось по факту исполнения, когда прогнозировали дефицит и займы на его покрытие, занизив доходы, потом доходы оказывались существенно больше, но займы все равно осуществлялись в запланированном объеме и направлялись в Резервный фонд. При этом деньги занимали под 7-8% на внутреннем рынке, а размещали в составе золото-валютных резервов ЦБ, Резервного фонда под 1,3–1,4% в чужой экономике. Если бы такие операции осуществил менеджер коммерческого предприятия, его судили бы за мошенничество и обвинили в подведении предприятия под ложное банкротство... В 2011 году займы составили 1,1 трлн. рублей, а Резервный фонд пополнили на 925 млрд. рублей. Теперь запланировали взять в долг 1,3 трлн. рублей и пополнить Резервный фонд на 512 млрд. Даже если считать, что доходы посчитаны Минфином правильно, зачем занимать лишние 512 млрд. рублей под 7–8%, если можно просто не пополнять Резервный фонд? При этом расходы на обслуживание госдолга вырастут в 2012 году на 121 млрд. рублей. Растет и внешний частный долг», - говорит Оксана Дмитриева.
Специалист считает, что государство занимает деньги под 7-8%, а размещает их в чужой экономике под 1,3–1,4% не просто так. «Когда вы свои деньги кладете под 1% в зарубежную экономику, а занимаете под 7–8%, разница кому-то достается. Кому? Это вопрос к правоохранительным органам и Росфинмониторингу», - говорит специалист.
Национальные проекты оставили без денег
«Замораживаются - то есть не индексируются в зависимости от инфляции, что по факту означает сокращение, - большинство позиций из национальных проектов «Образование» и «Здравоохранение»: расходы на совершенствование онкологической помощи, денежные выплаты участковым врачам, дополнительная диспансеризация работающих граждан, надбавки за классное руководство... С учетом того, что в 2011 году многие медицинские центры были загружены квотами на 50–60%, совершенно недостаточно увеличение расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь на 20%. Значит, как платили люди из своего кармана за дорогостоящие операции, так и будут платить», - предупреждает Оксана Дмитриева.
Сэкономят на школах
Тяжело придется и регионам. «Перед бюджетом правительство ставит задачу «эффективной децентрализации полномочий». Видимо, имеется в виду намерение взвалить на регионы новые расходы и забрать доходы. Считается, что расходы региональных бюджетов сократятся в 2012 году из-за того, что финансирование полиции в полном объеме станет осуществлять бюджет федеральный. Никто не считал, насколько быстро регионы от этого бремени смогут освободиться, но дополнительные полномочия на 70 млрд. рублей «взамен» им передают: выплата пособий при устройстве детей-сирот в приемную семью или семью опекуна, социальная поддержка жертв политических репрессий в полном объеме, переподготовка безработных, содержание техникумов, - перечисляет Оксана Дмитриева. – Одновременно на федеральный уровень отбирается часть акцизов на алкоголь и госпошлина за регистрацию транспортных средств (около 90 млрд. рублей), а помощь регионам из федерального бюджета сократится до 89% к уровню 2011 года. Справятся ли все регионы с новыми задачами — сказать трудно. Очевидно одно: идет скукоживание их доходной базы, а в качестве спасательного круга предлагается возможность сокращения сети школ, больниц и библиотек и перекладывание на население расходов по ЖКХ».